Что не является параметрами физического развития

Оценка физического развития на основе антропометрических показателей

Разделы: Биология

Одной из целей изучения биологии на ступени основного общего образования является овладение умением проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Этому способствует проведение простых биологических исследований в ходе лабораторных работ по анатомии, физиологии и гигиене человека. Такой лабораторной работой и может быть лабораторная работа “Оценка физического развития на основе антропометрических показателей”, которую можно провести в начале учебного года при первом знакомстве с организмом человека.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков, определяющих физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.

Измерение роста и массы тела проводятся в медицинском кабинете, измерение окружности грудной клетки, вычисления и обработка данных выполняются дома.

Приборы и материалы: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента.

Существуют формулы для расчета должного физического развития (ФР):

3. Окружность груди (ОГр):

Физическое развитие среднее, если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту. Физическое развитие ниже среднего, если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.

Физическое развитие выше среднего — показатели увеличены более чем на 10%.

Гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу.

Источник

Физическая культура. 5 класс

Конспект урока

Физическая культура, 5 класс

Урок №4. Основные показатели физического развития

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Физическое развитие – это процесс изменения форм (длина и масса тела) и функций организма (дееспособность основных систем организма) человека под влиянием условий внешней среды и процесса воспитания.

Длина тела – расстояние от стоп (расположенных в горизонтальном положении) до макушки головы. Измеряется в сантиметрах.

Масса тела – один из ведущих показателей здоровья и физического развития. Измеряется в килограммах

Окружность грудной клетки – это линия, охватывающая туловище человека на уровне нижнего края лопаток сзади и середины грудины – спереди. Измеряется в сантиметрах.

Средние показатели физического развития – это усреднённые показатели длины, массы тела и окружности грудной клетки у людей в различном возрасте.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Физическая культура. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. П. Матвеев. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 112 с.: ил. (страницы 9-10)

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Жизнь любого живого организма, в том числе и человека, сопровождается постепенными изменениями размеров и состава тела, а также способностью приспосабливаться к условиям жизни и деятельности.

Каждый день с момента рождения с телом происходят разные превращения:

Человек приобретает возможность выполнять всё большее количество движений.

Изменение характеристик человеческого тела называется физическим развитием.

О состоянии своего физического развития можно узнать по показателям окружности грудной клетки, осанке, росте (длине) и весе (массе) тела.

Рост (длина тела) измеряется с помощью приспособления, которое называется ростомер. Ростомер – это планка со шкалой в виде линейки. Для измерения роста необходимо встать спиной к планке. Прижать к планке пятки, таз и спину в области лопаток. Ноги должны быть выпрямлены, голова ровно, взгляд направлен вперёд. Рост измеряется в сантиметрах.

Вес (масса тела) измеряется с помощью напольных весов. Напольные весы – это небольшая платформа со специальным устройством для определения массы тала и электронным дисплеем, на котором отображается масса человека. Масса измеряется в килограммах.

Окружность грудной клетки измеряется с помощью сантиметровой ленты. Лента размещается вокруг грудной клетки: сзади – под нижними краями лопаток, спереди – по средней части грудной клетки.

В таблице представлены средние показатели величин длины, массы тела и окружности грудной клетки для детей, обучающихся в 5 классе.

Источник

Что не является параметрами физического развития

1.1 жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ

рТЙ ЧЪЗМСДЕ ОБ ФПЗП ЙМЙ ЙОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, НЩ ЪБДБЕН УЕВЕ ЧПРТПУ: «рПЮЕНХ МАДЙ ПФМЙЮБАФУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ? у ЮЕН ЬФП УЧСЪБОП?» й ДЕМП ОЕ ФПМШЛП Ч ФПН, ЮФП НЩ ТБЪОЩЕ РП ИБТБЛФЕТХ, РП ЧПУРТЙСФЙА НЙТБ, ОП ЙОФЕТЕУОП Й ФП, РПЮЕНХ НЩ ФБЛ ПФМЙЮБЕНУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ЧОЕЫОЕ.

жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПТЗБОЙЪНБ РПДЮЙОСЕФУС ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОБН Й ПФТБЦБЕФ ПВЭЙЕ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ТПУФБ Й ТБЪЧЙФЙС. рПДЮЙОССУШ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОПНЕТОПУФСН, ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ВПМШЫПЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ ЖБЛФПТПЧ Й ПФТБЦБЕФ ОЕ ФПМШЛП ОБУМЕДУФЧЕООХА РТЕДТБУРПМПЦЕООПУФШ, ОП Й ЧМЙСОЙЕ ОБ ПТЗБОЙЪН ЧУЕИ УТЕДПЧЩИ ЖБЛФПТПЧ.

жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПУФБЕФУС ПДОЙН ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЪДПТПЧШС Й ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, РПЬФПНХ РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ ЕЗП, ВХДЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ЪДПТП-ЧПЗП РПЛПМЕОЙС.

пУПВЕООПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС РТПЗТБННЙТХАФУС ОБ ЗЕОЕФЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ, РПЬФПНХ ДЕФЙ РПИПЦЙ ОБ ТПДЙФЕМЕК. оБУМЕДУФЧЕООБС РТПЗТБННБ РЕТЕДБЕФУС ЙЪ РПЛПМЕОЙС Ч РПЛПМЕОЙЕ, Й Х ПДОЙИ МАДЕК ОЕ ЙЪНЕОСЕФУС, Б Х ДТХЗЙИ УПЧЕТЫЕОУФЧХЕФУС. оЕПВИПДЙНП РПНОЙФШ, ЮФП ОБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ НОПЦЕУФЧП ЧОЕЫОЙИ Й ЧОХФТЕООЙИ ЖБЛФПТПЧ, ЬФП НБФЕТЙБМШОП-ВЩФПЧЩЕ ХУМПЧЙС, ОБГЙПОБМШОЩЕ Й ТЕЗЙПОБМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ХЛМБДБ Й УФЙМС ЦЙЪОЙ, ЬЛПМПЗЙЮЕУЛБС ПВУФБОПЧЛБ, УПУФПСОЙЕ РЙФБОЙС, ОБМЙЮЙЕ ЙМЙ ПФУХФУФЧЙЕ ВПМЕЪОЕК.

ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ ЫЙТПЛП ЧЧПДЙФУС ЛХМШФ ЪДПТПЧШС. пО ЧУСЮЕУЛЙ НПТБМШОП Й НБФЕТЙБМШОП РППЭТСЕФУС ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ УФТХЛФХТБНЙ, ПФЧЕФУФЧЕООЩНЙ ЪБ УПИТБОЕОЙЕ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЪДПТПЧШС, Б ЬФП Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ УРПУПВУФЧХЕФ ЖПТНЙТПЧБОЙА РПФТЕВОПУФЙ Ч ЪДПТПЧПН ФЕМЕ. дБООБС ЙДЕС ОЕ ОПЧБ, ЕЭЕ Ч ДТЕЧОЕН НЙТЕ ЙНЕМ НЕУФП ЛХМШФ ЪДПТПЧПЗП ФЕМБ. рТЙНЕТПН ФПНХ УМХЦЙФ дТЕЧОСС зТЕГЙС Й ЕЕ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ОБУМЕДЙЕ, ЛПФПТПЕ ДПЫМП ДП ОБЫЙИ ДОЕК.

рПЪОБЛПНЙЧЫЙУШ У ОЙЦЕЙЪМПЦЕООЩН НБФЕТЙБМПН НПЦОП ВХДЕФ УХДЙФШ П УППФЧЕФУФЧЙЙ ЙУУМЕДХЕНЩИ РБТБНЕФТПЧ ЧПЪТБУФОЩН Й ТЕЗЙПОБМШОЩН ОПТНБФЙЧБН, ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ПГЕОЙФШ ЧЛМБД ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ Ч ПУПВЕООПУФЙ ФЕМПУМПЦЕОЙС.

жБЛФПТЩ, ЧМЙСАЭЙЕ ОБ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ

оЕРТЕТЩЧОП РТПФЕЛБАЭЙЕ РТПГЕУУЩ ПВНЕОБ ЧЕЭЕУФЧ Й ЬОЕТЗЙЙ Ч ПТЗБОЙЪНЕ ЮЕМПЧЕЛБ, ПРТЕДЕМСАФ ПУПВЕООПУФЙ ЕЗП ТБЪЧЙФЙС. фЕНРЩ ЙЪНЕОЕОЙК НБУУЩ, ТПУФБ, ПЛТХЦОПУФЕК ФЕМБ Ч ТБЪМЙЮОЩЕ РЕТЙПДЩ ЦЙЪОЙ ОЕ ПДЙОБЛПЧЩ. пВ ЬФПН НПЦЕФ УХДЙФШ ЛБЦДЩК ЙЪ чБУ, ЕУМЙ ЧУРПНОЙФ УЧПЕ ТБЪЧЙФЙЕ Ч ДПЫЛПМШОПН Й ЫЛПМШОПН ЧПЪТБУФЕ. пФМЙЮЙФЕМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ЙНЕАФУС Х АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ, МАДЕК Ч ЪТЕМПН ЧПЪТБУФЕ Й РПЦЙМПН.

тПУФ, НБУУБ, РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ Ч ХЧЕМЙЮЕОЙЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ, ЕЗП РТПРПТГЙЙ ЪБРТПЗТБННЙТПЧБОЩ ОБУМЕДУФЧЕООЩНЙ НЕИБОЙЪНБНЙ Й РТЙ ПРФЙНБМШОЩИ ХУМПЧЙСИ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ ЙДХФ Ч ПРТЕДЕМЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ. пДОБЛП, ОЕЛПФПТЩЕ ЖБЛФПТЩ НПЗХФ ОЕ ФПМШЛП ОБТХЫЙФШ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ТБЪЧЙФЙС, ОП Й ЧЩЪЧБФШ ОЕПВТБФЙНЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС.л ОЙН ПФОПУСФ:

чОЕЫОЙЕ чОХФТЕООЙЕ
ОЕВМБЗПРТЙСФОПЕ ЧОХФТЙХФТПВОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ;
УПГЙБМШОЩЕ ХУМПЧЙС;
ОЕТБГЙПОБМШОПЕ РЙФБОЙЕ;
НБМПРПДЧЙЦОЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ;
ЧТЕДОЩЕ РТЙЧЩЮЛЙ;
ТЕЦЙН ФТХДБ Й ПФДЩИБ;
ЬЛПМПЗЙЮЕУЙК ЖБЛФПТ;
ОБУМЕДУФЧЕООПУФШ;
ОБМЙЮЙЕ ЪБВПМЕЧБОЙК;

пУОПЧЩ УПЧТЕНЕООЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ (antropos-ЮЕМПЧЕЛ, metria-ЙЪНЕТЕОЙЕ) НЕФПДПЧ ЙУУМЕДПЧБОЙС ЪБМПЦЕОЩ Ч РТПЫМПН ЧЕЛЕ, ЛПЗДБ ВЩМЙ ;ЙУБОЩ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ЙЪНЕОЮЙЧПУФЙ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК.

йУУМЕДХС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ (ТПУФ ЙМЙ ДМЙОХ ФЕМБ, ЧЕУ ЙМЙ НБУУХ ФЕМБ, ПЛТХЦОПУФЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ), НПЦОП ОБЗМСДОП Й РТПУФП ПГЕОЙФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ.

пВЭЕЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ЖЙЪЙЮЕУЛПН ТБЪЧЙФЙЙ РПМХЮБАФ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ФТЕИ ПУОПЧОЩИ ЙЪНЕТЕОЙК:
— ПРТЕДЕМСС ДМЙОХ ФЕМБ;
— НБУУХ ФЕМБ;
— ПВИЧБФ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ.

хУМПЧЙС РТПЧЕДЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК

бОФТПРПНЕФТЙА РТПЧПДСФ У РПНПЭША ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ Й ПФТЕЗХМЙТПЧБООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ Й Ф.Д. чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЙЪЧПДЙФШ Ч РЕТЧПК РПМПЧЙОЕ ДОС, ОБФПЭБЛ, МЙВП ЮЕТЕЪ 2-3 ЮБУБ РПУМЕ БДЩ, ПВУМЕДХЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ. еУМЙ ЦЕ ЙЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФУС ЧП ЧФПТПК РПМПЧЙОЕ, ЦЕМБФЕМШОП ЪБОСФШ ЗПТЙЪПОФБМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ ОБ 10-15 НЙОХФ.

чЩСЧМЕООЩЕ ПФЛМПОЕОЙС НПЗХФ СЧМСФШУС ЖБЛФПТБНЙ ТЙУЛБ ЙМЙ РТЙЪОБЛБНЙ ОЕЛПФПТЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. рПЬФПНХ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ ЙЪНЕТЕОЙК, НПЦЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ХУФБОПЧЛЙ ОБ ЪДПТПЧЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ.

оЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕОЩ НЕФПДЙЛЙ ЙЪНЕТЕОЙС ОБЙВПМЕЕ ЮБУФП ЙУУМЕДХЕНЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЧЕМЙЮЙО.

нЕФПДЩ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙЪНЕТЕОЙК

йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ (ДМЙОЩ ФЕМБ)

йЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФ РТЙ РПНПЭЙ ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ (ЛЙУФЕЧПЗП Й УФБОПЧПЗП).

чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЧПДЙФШ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ОБФП-ЭБЛ Й РПУМЕ ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПФРТБЧМЕОЙК. йЪНЕТСЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ МЙЫШ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ.

пЮЕОШ ЧБЦОП РТПЧПДЙФШ ЙЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ФБЛ ЛБЛ Л ЧЕЮЕТХ ТПУФ ЮЕМПЧЕЛБ УФБОПЧЙФУС НЕОШЫЕ ОБ 1-2 УН. рТЙЮЙОПК ЬФПНХ СЧМСЕФУС ЕУФЕУФЧЕООБС ХУФБМПУФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ДОС, УОЙЦЕОЙЕ НЩЫЕЮОПЗП ФПОХУБ, ХРМПЭЕОЙЕ НЕЦРПЪЧПОПЮОЩИ ИТСЭЕЧЩИ ДЙУЛПЧ Й УЧПДБ УФПРЩ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РТСНПИПЦДЕОЙС. тПУФ НПЦЕФ ЪОБЮЙФЕМШОП ЧБТШЙТПЧБФШУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ, ЧОХФТЙХФТПВОПЗП ТБЪЧЙФЙС Й ПФ ОБМЙЮЙС ЪБВПМЕЧБОЙК.

оБ ТПУФ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ ЗЕОЕФЙЮЕУЛЙЕ ЖБЛФПТЩ, РПМПЧЩЕ ТБЪМЙЮЙС, ЧПЪТБУФ, УПУФПСОЙЕ ЪДПТПЧШС Й Ф.Д. дМЙОБ ФЕМБ НПЦЕФ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ЧПЪТБУФХ, ОП НПЦЕФ Й ЪОБЮЙФЕМШОП ПФМЙЮБФШУС ПФ ЧПЪТБУФОПК ОПТНЩ, РТЙ ЬФПН НБМЩК ТПУФ ОБЪЩЧБАФ ОБОЙЪНПН, Б ЧЩУПЛЙК ЗЙЗБОФЙЪНПН. у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ТПУФБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).

чПЪТБУФ хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙК оЙЦЕ УТЕДОЕЗП уТЕДОЙК чЩЫЕ УТЕДОЕЗП чЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3 10 25 50 75 90 97
16 МЕФ
17 МЕФ
154,0
159,3
158,0
163,0
162,2
168,1
169,8
174,7
177,4
181,2
182,0
185,1
185,0
187,9

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).

чПЪТБУФ хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙК оЙЦЕ УТЕДОЕЗП уТЕДОЙК чЩЫЕ УТЕДОЕЗП чЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3 10 25 50 75 90 97
16 МЕФ
17 МЕФ
151,7
154,2
155,0
157,3
158,3
161,2
163,7
165,6
169,0
170,0
172,0
173,1
174,1
175,5

йЪНЕТЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЧЕУБ)

у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ЧЕУБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ, РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).

чПЪТБУФ хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙК оЙЦЕ УТЕДОЕЗП уТЕДОЙК чЩЫЕ УТЕДОЕЗП чЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3 10 25 50 75 90 97
16 МЕФ
17 МЕФ
41,2
46,4
45,4
50,5
51,8
56,8
58,8
63,7
65,9
70.6
73,0
78,0
82,5
86.2

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).

чПЪТБУФ хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙК оЙЦЕ УТЕДОЕЗП уТЕДОЙК чЩЫЕ УТЕДОЕЗП чЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3 10 25 50 75 90 97
16 МЕФ
17 МЕФ
42,4
45,2
46,8
48,4
51,0
52,4
56,0
57,2
61,0
62,0
66,2
68,0
76,1
79,0

йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ

йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ РТПЙЪЧПДСФ ЮЕТЕЪ ОБЙВПМЕЕ ЧЩУФХРБАЭЙЕ ФПЮЛЙ ЪБФЩМПЮОПЗП ВХЗТБ Й ОБДВТПЧОЩЕ ДХЗЙ. уППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЧПЪТБУФХ ТБЪНЕТЩ ЗПМПЧЩ НПЦОП ОБКФЙ Ч ФБВМЙГБИ.

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).

чПЪТБУФ хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙК оЙЦЕ УТЕДОЕЗП уТЕДОЙК чЩЫЕ УТЕДОЕЗП чЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3 10 25 50 75 90 97
16 МЕФ
17 МЕФ
52,4
52,5
53,4
53,5
54,4
54,6
56,2
56,3
57,9
58,0
59,0
59,1
60,1
60,2

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).

чПЪТБУФ хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙК оЙЦЕ УТЕДОЕЗП уТЕДОЙК чЩЫЕ УТЕДОЕЗП чЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3 10 25 50 75 90 97
16 МЕФ
17 МЕФ
50,9
51,0
51,7
51,8
52,3
52,4
53,8
53,9
55,3
55,4
56,0
56,1
56,9
57,0

йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ

йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ РТПЧПДСФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: Ч РПМПЦЕОЙЙ УФПС, ТХЛЙ ПРХЭЕОЩ, РТЙ НБЛУЙНБМШОПН ЧДПИЕ, РПМОПН ЧЩДПИЕ Й УРПЛПКОПН ДЩИБОЙЙ. уБОФЙНЕФТПЧХА МЕОФХ ОБЛМБДЩЧБАФ ЗПТЙЪПОФБМШОП, УЪБДЙ РПД ХЗМБНЙ МПРБФПЛ, УРЕТЕДЙ РП ПЛПМПУПУЛПЧЩН ЛТХЦЛБН, Б Х ДЕЧХЫЕЛ РПД НПМПЮОЩНЙ ЦЕМЕЪБНЙ.

чПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ХЛБЪБОЩ Ч ФБВМЙГБИ.

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).

чПЪТБУФ хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙК оЙЦЕ УТЕДОЕЗП уТЕДОЙК чЩЫЕ УТЕДОЕЗП чЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3 10 25 50 75 90 97
16 МЕФ
17 МЕФ
73,3
77,0
76,1
80,1
80,0
82,9
84,9
87,6
89,9
92,2
93,6
95,5
97,0
98,4

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).

чПЪТБУФ хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙК оЙЦЕ УТЕДОЕЗП уТЕДОЙК чЩЫЕ УТЕДОЕЗП чЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3 10 25 50 75 90 97
16 МЕФ
17 МЕФ
73,0
75,4
75,9
78,0
78,8
80,7
83,0
84,7
87,1
88,0
90,6
91,1
93,9
94,6

тБЪОЙГБ ЧЕМЙЮЙЙ ПЛТХЦОПУФЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩУПФЕ ЧДПИБ Й ЧЩДПИБ ПФТБЦБЕФ РПДЧЙЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ, ЛПФПТХА РТБЧЙМШОЕЕ ОБЪЩЧБФШ ЬЛУЛХТУЙЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ЧП ЧТЕНС ДЩИБОЙС. жПТНХМБ ТБУЮЕФБ ЬФПЗП РПЛБЪБФЕМС РТЙЧЕДЕОБ ОЙЦЕ.

ьЛУЛХТУЙС ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ = пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧДПИЕ пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩДПИЕ

йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС

рТЕДУФБЧМЕОЙЕ П УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФСИ ЙУРЩФХЕНПЗП НПЦОП РПМХЮЙФШ У РПНПЭША ДЙОБНПНЕФТЙЙ. йУРПМШЪХЕФУС ДМС ЬФПЗП РТЙВПТ ДЙОБНПНЕФТ, ЙЪНЕТСАЭЙК УЙМХ УЦБФЙС НЩЫГ ТХЛЙ.

йУРЩФХЕНЩК НБЛУЙНБМШОП УЦЙНБЕФ ДЙОБНПНЕФТ РТБЧПК, ЪБФЕН МЕЧПК ТХЛПК. тХЛБ ДПМЦОБ ВЩФШ ЧЩФСОХФБ Ч УФПТПОХ, Й РПДОСФБ ДП ХТПЧОС РМЕЮ. йЪНЕТЕОЙЕ РТПЧПДСФ 2-3 ТБЪБ Й ЪБРЙУЩЧБАФ ОБЙВПМШЫХА ГЙЖТХ. фПЮОПУФШ ЙЪНЕТЕОЙС +\- 2 ЛЙМПЗТБННБ. уП УТЕДОЙНЙ ЧПЪТБУФОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФЕК АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ НПЦОП РПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГЕ.

уТЕДОЙЕ ЧПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ДЙОБНПНЕФТЙЙ (ЛЗ).

чПЪТБУФ (ЗПДЩ) аОПЫЙ дЕЧХЫЛЙ
15
16
17
35,34+/-0,69
41,09+/-0,71
44,00+/-0,71
22,93+/-0,38
24,24+/-0,41
26,24+/-0,33

рПУМЕ РТПЧЕДЕОЙС ДЙОБНПНЕФТЙЙ ТБУУЮЙФЩЧБАФ УЙМПЧПК ЙОДЕЛУ РП ЖПТНХМЕ:

уЙМПЧПК ЙОДЕЛУ = нЩЫЕЮОБС УЙМБ ЧЕДХЭЕК ЛЙУФЙ (ЛЗ) / чЕУ ФЕМБ (ЛЗ)

пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩ (ЛЗ).

пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩ цЕОЭЙОЩ нХЦЮЙОЩ
оЙЪЛБС нЕОЕЕ 90 нЕОЕЕ 130
оЙЦЕ УТЕДОЕК 90-119 130-159
уТЕДОСС 120-149 160-189
чЩЫЕ УТЕДОЕК 150-180 190-220
чЩУПЛБС вПМЕЕ 180 вПМЕЕ 220

нЕФПДЩ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС

пГЕОЛБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС Ч МАВПН ЧПЪТБУФЕ РТПЙЪЧПДЙФУС РХФЕН УТБЧОЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ УП УТЕДОЙНЙ ТЕЗЙПОБМШОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ ДМС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ЧПЪТБУФБ Й РПМБ.

гЕОФЙМШОЩК НЕФПД

мХЮЫЙК УРПУПВ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС У РПНПЭША ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГ, ПО РТПУФ Ч ТБВПФЕ, ФБЛ ЛБЛ ЙУЛМАЮБАФУС ТБУЮЕФЩ. гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ ЫЙТПЛП РТЙНЕОСЕФУС ЪБ ТХВЕЦПН У ЛПОГБ 70-И ЗПДПЧ XX ЧЕЛБ. чЩЫЕ ВЩМЙ РТЙЧЕДЕОЩ ФБВМЙГЩ ДМС ФБЛЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЛБЛ ТПУФ, ЧЕУ, ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ, ЗТХДЙ.

гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ РПЪЧПМСАФ УТБЧОЙФШ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ЧЕМЙЮЙОЩ УП УФБОДБТФОЩНЙ ФБВМЙЮОЩНЙ, РПМХЮБЕНЩНЙ РТЙ НБУУПЧЩИ ПВУМЕДПЧБОЙСИ. уПУФБЧМСАФ ЬФЙ ФБВМЙГЩ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ДБООЩЕ 100 ЮЕМПЧЕЛ (100%) ПДОПЗП ЧПЪТБУФБ ЧЩУФТБЙЧБАФ Ч РПТСДЛЕ ЧПЪТБУФБОЙС. ъБФЕН РПЛБЪБФЕМЙ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 ПВУМЕДХЕНЩИ ЧОПУСФ Ч ФБВМЙГЩ, Ч ЛПФПТЩИ УПИТБОСАФ ЧЩЫЕХЛБЪБООХА ОХНЕТБГЙА (ЙМЙ РТПГЕОФ, ЙМЙ РЕТГЕОФЙМШ, ЙМЙ РТПУФП ГЕОФЙМШ).

пРТЕДЕМЕОЙЕ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС

жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УЮЙФБЕФУС ЗБТНПОЙЮОЩН, ЕУМЙ ЧУЕ ЙУУМЕДХЕНЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ УППФЧЕФУФЧХАФ ПДОПНХ Л ФПНХ ЦЕ ГЕОФЙМШОПН ТСДХ, МЙВП ДПРХУЛБЕФУС ПФЛМПОЕОЙЕ ЙИ НЕЦДХ УПВПК Ч РТЕДЕМБИ УПУЕДОЕЗП ГЕОФЙМС. вПМШЫБС ТБЪОЙГБ УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ОЕЗБТНПОЙЮОПН ТБЪЧЙФЙЙ.

рТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 181,2 УН, ЧЕУ 70,6 ЛЗ, ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 92,2 УН, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН. чУЕ «БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РБТБНЕФТЩ ОБИПДСФУС Ч ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГБИ Ч РТЕДЕМБИ 75 ГЕОФЙМС, ЮФП УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЗБТНПОЙЮОПНХ ХТПЧОА ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС.

йМЙ ДТХЗПК РТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 187,9 УН (97 ГЕОФЙМШ), НБУУХ 46,4 ЛЗ (3 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН (75 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 80,1 УН (10 ГЕОФЙМШ). йЪ РПУМЕДОЕЗП РТЙНЕТБ ЧЙДОП, ЮФП ТПУФ НПМПДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ЧЩУПЛЙК, НБУУБ ОЙЪЛБС, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЧПЪТБУФОПНХ ХТПЧОА ТБЪЧЙФЙС, Б ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП. жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЕЗБТНПОЙЮОПЕ.

зБТНПОЙЮОПУФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС НПЦОП ПГЕОЙФШ, ЙУРПМШЪХС ДЧХИНЕТОЩК ЛЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ Ч ЛПФПТПН ЙНЕАФУС ЫЛБМЩ ДМЙОЩ Й НБУУЩ ФЕМБ, ОЕПВИПДЙНП МЙЫШ ОБКФЙ НЕУФП РТЕУЕЮЕОЙС ГЕОФЙМШОЩИ ТСДПЧ НБУУЩ Й ДМЙОЩ ФЕМБ.

пВМБДБФЕМА МАВПЗП ЧБТЙБОФБ ЧОЕ ГЕОФТБМШОПЗП ЛЧБДТБФБ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ, ОБДМЕЦЙФ ПВУМЕДПЧБФШУС Х ЧТБЮБ У ГЕМША ЧЩСУОЕОЙС РТЙЮЙОЩ ЬФПЗП СЧМЕОЙС.

лЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ (чУРПНПЗБФЕМШОБС ФБВМЙГБ ДМС ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС).

&nbsp рТПГЕОФОЩЕ (гЕОФЙМШОЩЕ) ТСДЩ
3% 10% 25% 50% 75% 90% 97%
нБУУБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ 97% &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПРЕТЕЦБАЭЕЕ ЧПЪТБУФ
90% &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp
75% &nbsp &nbsp зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЕ ЧПЪТБУФХ &nbsp &nbsp
50% &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp
25% &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp
10% зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЙЦЕ ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp
3% &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp
дМЙОБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ

нЕФПД рПМС вТПЛБ

лТПНЕ ГЕОФЙМШОПЗП УРПУПВБ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС, ТБЪТБВПФБООПЗП МЙЫШ ДМС ДЕФЕК Й НПМПДЕЦЙ ДП 17 МЕФ, УХЭЕУФЧХАФ Й ДТХЗЙЕ. уБНЩН РТЙВМЙЪЙФЕМШОЩН Й УФБТЩН СЧМСЕФУС ТБУЮЕФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ, РТЕДМПЦЕООПК 100 МЕФ ОБЪБД ЖТБОГХЪУЛЙН БОФТПРПМПЗПН рПМЕН вТПЛПН:

ьФХ ЖПТНХМБ Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС РТЕПВТБЪПЧБОБ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:

жПТНХМБ вТПЛБ ОЕ ХЮЙФЩЧБЕФ ФПЗП, ЮФП Х ЦЕОЭЙО ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЙК УМПК РПДЛПЦОПЗП ЦЙТБ, ЮЕН Х НХЦЮЙО; ЮФП ЧПЪТБУФ ЮЕМПЧЕЛБ ЧОПУЙФ УЧПЙ ЛПТТЕЛФЙЧЩ Ч ТБУЮЕФЩ Й Ф.Д.

рП НОЕОЙА НОПЗЙИ ДЙЕФПМПЗПЧ, ТБУЮЕФЩ ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ вТПЛБ НПЗХФ РТЙЧЕУФЙ Л ФПНХ, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ МАДЙ ЧЩУПЛПЗП ТПУФБ ВХДХФ УЮЙФБФШ УЧПК ЧЕУ ОПТНБМШОЩН, ИПФС ОБ УБНПН ДЕМЕ ПОЙ УФТБДБАФ ЙЪВЩФПЮОЩН, Й ОБПВПТПФ, ОЕЛПФПТЩЕ ОЙЪЛПТПУМЩЕ, ЮЕК ЧЕУ Ч ОПТНЕ, УЮЙФБФШ ЕЗП ЙЪВЩФПЮОЩН.

йОДЕЛУ лЕФМЕ

вПМЕЕ БВУФТБЛФОЩН, ОП ФЕН ОЕ НЕОЕЕ ОБДЕЦОЩН РПЛБЪБФЕМЕН ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ЙУРПМШЪХЕНЩН ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ РТЙ ЧЛМАЮЕОЙЙ ДПЗПЧПТБ УФТБИПЧБОЙС, СЧМСЕФУС ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩК (ЙОДЕЛУ НБУУЩ), ЙМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ. ч ТБУЮЕФ ЕЗП ЧЧПДСФУС ЧУЕ ФЕ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОЩ Й ЖПТНХМБ ЧЩЗМСДЙФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:

йОДЕЛУ лЕФМЕ = чЕУ (ЛЗ)
тПУФ 2 (Н)

чЕУ ФЕМБ Й ФЙР ФЕМПУМПЦЕОЙС

оЕУПНОЕООП, ЮФП НЕЦДХ ЧЕУПН ФЕМБ Й ФЙРПН ФЕМПУМПЦЕОЙС ЙНЕЕФУС УЧСЪШ, РТЙ ЬФПН ПДОБ Й ФБ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОБ НБУУЩ ФЕМБ Х ИТХРЛПЗП Й РМПФОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, РТЙ ПДЙОБЛПЧПН ТПУФЕ, ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЙИ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ РП ТБЪОПНХ. йДЕБМШОЩК ЧЕУ ЧЪТПУМПЗП ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЙРБ ФЕМПУМПЦЕОЙС НПЦОП ХЪОБФШ ЙЪ ФБВМЙГ Й ОПНПЗТБНН, РТЕДМБЗБЕНЩИ Ч ДЙДБЛФЙЮЕУЛПН НБФЕТЙБМЕ ОБ РТБЛФЙЮЕУЛПН ЪБОСФЙЙ. чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ ЛПФПТЩНЙ, ПГЕОЙЧБАФ РТПГЕОФ ПФЛМПОЕОЙС ЧЕУБ ФЕМБ ПФ ЙДЕБМШОПК ЧЕМЙЮЙОЩ. ьФП ДЕМБАФ ОЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕООЩН УРПУПВПН ТБУЮЕФБ ПФЛМПОЕОЙК ПФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ.

пФЛМПОЕОЙЕ ПФ НБУУЩ ФЕМБ

чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ, ПДОЙН ЙЪ РТЕДМПЦЕООЩИ УРПУПВПЧ (ГЕОФЙМШОЩН, НЕФПДПН рПМС вТПЛБ, ОПНПЗТБННБНЙ) ХЪОБАФ, ЛБЛЙН ДПМЦЕО ВЩФШ ЙДЕБМШОЩК ЧЕУ ФЕМБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧПЪТБУФБ, РПМБ, ТПУФБ, ЙМЙ ДТХЗЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК. оП ОЕ ЧУЕЗДБ ТЕБМШОЩК ЧЕУ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЙДЕБМШОПНХ. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЧЩСУОЙФШ ЙНЕЕФУС МЙ ОЕДПУФБФПЛ ЙМЙ ЙЪВЩФПЛ ЧЕУБ ФЕМБ ДПУФБФПЮОП РТПЧЕУФЙ УМЕДХАЭЙК ТБУЮЕФ РП ЖПТНХМЕ:

еУМЙ РПМХЮЕООПЕ ЮЙУМП РПМПЦЙФЕМШОПЕ, ФП ЬФП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ДЕЖЙГЙФ НБУУЩ ФЕМБ. б ЕУМЙ РТЙ ЧЩЮЙУМЕОЙЙ РПМХЮБЕФУС ПФТЙГБФЕМШОЩК ТЕЪХМШФБФ, ФП ЬФП ЗПЧПТЙФ ПВ ЙЪВЩФПЮОПК НБУУЕ ФЕМБ.

Источник

Справочник по обустройству дома и дачи
Adblock
detector