Что не является параметром оценки владения детьми творческими навыками и умениями на уроке музыки

Средства, формы и особенности оценивания достижений учащихся на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Средства, формы и особенности оценивания достижений учащихся на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Введение ФГОС ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанные на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

В процессе обучения по предмету «Музыка», оценивание построено на следующих основаниях:

оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.

В образовательных стандартах поставлена цель развития оценочной самостоятельности. Одним из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание.

знакомство с дополнительной литературой о музыке;

слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);

выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях.

Специфика оценивания на уроке музыки определяется тем, что му­зыка изучается как живое искусство в его неразрывной связи с жизнью. Поэтому оцениванию подлежат опыт эмо­ционально-ценностного отношения к искусству, опыт музы­кально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, выполнения творческих заданий. Например, предлагается придумать, сочинить музыкальные интонации, выражающие различные эмоциональные состоя­ния человека (восторг, радость, гнев, печаль и др.), или изо­бражающие какие-либо явления жизни (весенняя капель, шум ветра и др.), и показать их графически (в виде линий, штрихов). Выполнение этого задания потребует от ученика умения воплощать различные по содержанию музыкаль­ные образы, импровизировать на основе собственного музы­кального замысла, оценивать свою музыкально-творческую деятельность.

Особое внимание уделяется оценке сформированности умения выполнять учебные и художественно-практические задачи, самостоятельно действовать при разрешении про­блемно-творческих ситуаций в повседневной жизни (напри­мер, выбор песни или музыкального произведения для по­здравления членов семьи, составить концертную программу для различных групп слушателей, для различных праздников).

В творческой деятельности оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.

Таким образом, можно выделить следующие критерии формирующей оценки:

готовность ученика к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;

углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;

творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

Для осуществления оценивания достижений обучающихся я использую различные технологии, формы и методы контроля: игровые методы (музыкальный «Морской бой», «Угадай мелодию», «Пирамида», «КВН», «Путешествие во времени» музыкальные викторины и т.д.);

метод анализа музыкальных произведений;

методы диагностики предметных и метапредметных компетенций, такие как: методика недописанного предложения, различные типы заданий:

метод аналогии (найдите соответствие по образцу),

классификация с обобщением (сгруппируйте слова, дайте название каждой группе),

обобщение (найдите слово, объясняющее все эти термины),

опровержение (исправьте ошибки, запишите высказывание, чтобы оно стало верно)

приведение в соответствие;

метод творческих заданий.

При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:

Освоение и систематизация знаний.

Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

Критерии оценки по предмету «Музыка»

Освоение и систематизация знаний о музыке

Знание музыкальной литературы

Учащийся знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено не менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено на 70-80%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество

Исполнение вокального репертуара

Критерии певческого развития

Исполнение вокального номера

интонационно-ритмически и дикционно не всегда точное исполнение вокального номера

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах

художественное исполнение вокального номера на концерте

не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;

не менее 100-90 % правильных ответов в тесте;

художественное исполнение вокального номера;

70-80% правильных ответов на музыкальной викторине;

70-80% правильных ответов в тесте;

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

не менее 50% правильных ответов на музыкальной викторине;

не менее 50% правильных ответов в тесте;

не всегда эмоциональное и точное исполнение вокального номера.

Вывод: современные требования к системе оценки планируемых результатов не отменяют традиционного оценивания, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период, но дополняют его формирующим оцениванием (оцениванием для обучения), когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения качества обученности.

Источник

Что не является параметром оценки владения детьми творческими навыками и умениями на уроке музыки

Автор: Фисенко Наталья Александровна

Организация: МОУООШ с. Робчик

Населенный пункт: Брянская область, Унечский район, с. Робчик

Слайд 1

Если мы будем учить сегодня так, как мы

учили вчера, мы украдем у наших детей завтра…

Джон Дъю (американский психолог, педагог)

Меняется общество, меняются и цели образования, изменился стиль преподавания, появляются новые педагогические технологии. Реализация стандартов второго поколения в начальной и основной школе выдвигает вопрос о формах и методах оценивания достижений учащихся на уроках музыки.

Слайд 2

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.

Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.

Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.

Слайд 3

Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.

Слайд 4

Что же такое оценка?

«Оценка» в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное, количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.

ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования.

В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система

оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.

Слайд 5

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»

Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень.

Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Слайд 6

К ритерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.

Слайд 7

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

Слайд 8

Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Суть контроля по предмету – диагностика успешности музыкального развития школьников. Контроль по музыке должен опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся, особенностей социокультурного окружения ребенка.

Поэтому существуют специальные методики, которые, дополняя друг друга, в совокупности дают объективную характеристику музыкальной культуры школьников. Такие методики дают возможность судить как о возрастных изменениях, так и об изменениях, связанных с обучением.

Слайд 9

На первый план выступают современные формы оценивания достижений учащихся, к ним относятся:

1. Накопительная система оценки достижений учащихся (викторины, проверочные работы, тесты, анализы классической музыки, исполнение песен наизусть, активное участие в работе малых групп, афиши изученных песен).

2. Приемы самооценки и взаимооценки в образовательном процессе (самоанализ с оценкой).

3. Защита учебных проектов как форма оценки достижений учащихся (рефераты, сообщения, доклады, исследовательские работы, оформленные письменно).

4. Творческие произведения (стихотворения, рисунки, эссе, музыковедческие анализы, музыкальные аранжировки, компьютерные презентации, иллюстрации к музыкальным произведениям).

5. Портфолио учебных достижений.

Новые технологии и формы оценивания направлены на развитие активной личности учащегося, способного осознанно сделать выбор в видах деятельности, оценить результаты собственного творческого роста, определить трудности в освоении темы и пути их преодоления.

Слайд 10

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:

Слайд 11

Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

Слайд 12

Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

Слайд 13

Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

Слайд 14

Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.

Слайд 15

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований)

Параметры

Критерии

Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнима­телен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый инте­рес

Лю­бит, понимает музыку. Вни­мателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выполненых самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения

80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра

100-90% правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра

Слайд 16

Освоение и систематизация знаний о музыке

Параметры

Критерии

Знание музыкальной литературы

Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество

Слайд 17

Выполнение домашнего задания

Критерии

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе

Слайд 18

Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии певческого развития

Исполнение вокального номера

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах

художественное исполнение вокального номера на концерте

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

На уроках я использую разные формы контроля:

наблюдение (развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), слушание музыки, исполнение музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.

Слайд 19

МАСТЕР-КЛАСС

Обязательные условия:

Самое главное не давайте себе команды ( что я рисую). Позвольте своей руке насладиться красотой музыки, потанцевать, порисовать, а вы, в это время, впустите музыку в себя и растворитесь в музыке, позвольте себе насладиться ей. Думайте о чем угодно, какие мысли вам навивает эта музыка, и отдохните. НАЧАЛИ!

щелчок (звучит музыка)

СТОП

Прекрасно! Запечатлите эту улыбку у себя на лице. Сколько бы дети не рисовали у них всегда на лице улыбка от своей работы. Это опять таки еще один плюс нашей работы. Я желаю вам, чтобы улыбка не сходила с вашего лица, ведь это улучшает наше настроение.

Вы увидели паутинки, которые нарисовали, ребята ее называют коляки-маляки. А теперь внимательно посмотрите на нее, какая она у Вас бесподобная, что в нутрии нее вы можете найти, увидеть, для того чтобы ваш образ получился более отчетливо, вы можете закончить начатые фракталы определенным образом.

Теперь каждый фрактал закрасьте своим цветом (по выбору). Карандаш выбираем с закрытыми глазами и только выбрав карандаш решайте сами какой фрактал им закрасить. Если вдруг карандаш к вам приходит несколько раз, найдите для него фрактал, если вдруг вам попался карандаш какой вы бы не хотели использовать, примените его хотя бы чуть –чуть, ведь его выбрала ваша рука, она вам подсказывает образ.

Что такое фрактал-это маленькая завершенная фигура.

Звучит музыка (работа самостоятельно)

Слайд 20

А теперь вы можете всмотреться и увидеть образ, который Вас посетил при прослушивании музыкального произведения. Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов. И я прошу Вас, дать оценку нашей с вами работе. (смайлики)

Слайд 21 (физминутка) МП3

Слайд 22

Современный учитель должен обеспечить единство в управлении процессов усвоения УУД и контроля качества усвоения.

Большое значение на уроке приобретает увлеченность ребят, их интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, работа воображения, которые важны на всех этапах деятельности учащихся и свидетельствующих о влиянии музыки на внутренний мир ребенка.

При таком понимании учета хорошо видна его не только обучающая, но и воспитывающая функция.

Слайд 23 Спасибо за внимание! Мне было приятно с вами работать!

Источник

Критерии оценки музыкального развития учащихся начальных классов

Критериальное оценивание – способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выражённости данного параметра, которые могут быть выявлены путём наблюдения за ходом выполнения задания или путём анализа представленного результата.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Степень раскрытия эмоционального содержания музыкально произведения через средства музыкальной выразительности.

Самостоятельность в разборе музыкального произведения.

Умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Для оценивая качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазоны песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Критерии оценки музыкального развития бывают следующие:

Высокой уровень – творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень – эмоциональный интерес, желание включаться в музыкальную деятельность.

Однако, ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – мало эмоционален, «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Источник

Справочник по обустройству дома и дачи
Adblock
detector