- Функции
- Параметры функции
- Передача массивов в качестве параметров
- Передача имен функций в качестве параметров
- Параметры со значениями по умолчанию
- 2.3 – Введение в параметры и аргументы функций
- Параметры и аргументы функции
- Как параметры и аргументы работают вместе
- Исправляем нашу тестовую программу
- Использование возвращаемых значений в качестве аргументов
- Предупреждение о порядке вычисления аргументов функции
- Как параметры и возвращаемые значения работают вместе
- Еще примеры
- Заключение
- Небольшой тест
- Функции
- Объявление функции
- Локальные переменные
- Внешние переменные
- Параметры
- Параметры по умолчанию
- Возврат значения
- Выбор имени функции
- Функции == Комментарии
- Итого
- Задачи
- Обязателен ли «else»?
- Перепишите функцию, используя оператор ‘?’ или ‘||’
- Руководство по JavaScript, часть 4: функции
- Функции в JavaScript
- Параметры функций
- Значения, возвращаемые из функций
- Вложенные функции
- Методы объектов
- Ключевое слово this
- Немедленно вызываемые функциональные выражения
- Поднятие функций
- Стрелочные функции
- ▍Неявный возврат результатов работы функции
- ▍Ключевое слово this и стрелочные функции
- Замыкания
- Итоги
Функции
Параметры функции
Механизм параметров является основным способом обмена информацией между вызываемой и вызывающей функциями. В операторе вызова функции записывают аргументы функции, а в заголовке описания функции перечисляют параметры. В С++ передача параметров осуществляется двумя способами: по значению и по ссылке. Это определяется видом объявления параметра в заголовке функции.
При передаче по значению объявление параметра похоже на объявление переменной :
При передаче по ссылке объявление параметра представляет собой объявление ссылки без инициализации:
Этот способ передачи параметра используется, если функция должна возвратить не один результат, а несколько. Например, передача параметров по ссылке может использоваться в функции обмена значений двух переменных:
Пример передачи параметров:
Результат работы программы:
Если требуется запретить изменение параметра, используется модификатор const :
Параметры, передаваемые в функцию, могут быть любого типа (например, вещественного, структурой, перечислением, объединением, указателем), кроме массива или функции, которые передаются с помощью указателей.
Передача массивов в качестве параметров
Массив всегда передается по адресу. При этом информация о количестве элементов массива теряется, и следует передавать его размерность через отдельный параметр:
Для того чтобы работать с двумерным массивом естественным образом, можно применить альтернативный способ выделения памяти:
Передача имен функций в качестве параметров
Функцию можно вызвать через указатель на нее. Для этого объявляется указатель соответствующего типа и ему с помощью операции взятия адреса присваивается адрес функции:
Для того чтобы сделать программу более читаемой, при описании указателей на функции используют переименование типов ( typedef ). Можно объявлять массивы указателей на функции (это может быть полезно, например, при реализации меню):
Указатели на функции передаются в подпрограмму таким же образом, как и параметры других типов:
Тип указателя и тип функции, которая вызывается посредством него, должны совпадать в точности.
Параметры со значениями по умолчанию
2.3 – Введение в параметры и аргументы функций
Однако что, если мы также захотим поместить строку вывода в отдельную функцию? Вы можете попробовать что-то вроде этого:
Хотя это устраняет ошибку компиляции и делает программу пригодной для компиляции, программа по-прежнему работает некорректно (всегда выводит « 0 doubled is: 0 »). Суть проблемы здесь в том, что у функции printDouble нет способа получить доступ к значению, введенному пользователем.
Параметры и аргументы функции
Во многих случаях полезно иметь возможность передавать информацию вызываемой функции, чтобы у этой функции были данные для работы. Например, если мы хотим написать функцию для сложения двух чисел, нам нужен способ сообщить этой функции, какие два числа нужно складывать при ее вызове. Иначе как функция узнает, что складывать? Мы делаем это с помощью параметров и аргументов функции.
Параметр функции – это переменная, используемая в функции. Параметры функции работают почти так же, как переменные, определенные внутри функции, но с одним отличием: они всегда инициализируются значением, предоставленным вызывающей функцией.
Параметры функции определяются в объявлении функции путем помещения их в скобки после идентификатора функции, при этом несколько параметров разделяются запятыми.
Вот несколько примеров функций с разным количеством параметров:
Аргумент – это значение, которое передается от вызывающей стороны к функции при ее вызове:
Обратите внимание, что несколько аргументов также разделяются запятыми.
Как параметры и аргументы работают вместе
Когда функция вызывается, все параметры функции создаются как переменные, а значение каждого из аргументов копируется в соответствующий параметр. Этот процесс называется передачей по значению.
Когда функция printValues вызывается с аргументами 6 и 7, параметр x в printValues создается и инициализируется значением 6, а параметр y в printValues создается и инициализируется значением 7.
Это дает в результате следующий вывод:
Обратите внимание, что количество аргументов обычно должно соответствовать количеству параметров функции, иначе компилятор выдаст ошибку. Аргумент, переданный функции, может быть любым допустимым выражением (поскольку аргумент является, по сути, просто инициализатором для параметра, а инициализатор может быть любым допустимым выражением).
Исправляем нашу тестовую программу
Теперь у нас есть инструмент, необходимый для исправления программы, представленной в начале урока:
Использование возвращаемых значений в качестве аргументов
Мы можем немного упростить приведенный выше пример следующим образом:
Хотя эта программа более лаконична (и дает понять, что значение, прочитанное пользователем, не будет использоваться ни для чего другого), вы также можете решить, что этот «компактный синтаксис» немного труднее для чтения. Если вам удобнее придерживаться версии, в которой вместо этого используется переменная, ничего страшного.
Предупреждение о порядке вычисления аргументов функции
Спецификация C++ не определяет, сопоставляются ли аргументы с параметрами в порядке слева направо или справа налево. При копировании значений порядок не имеет значения. Однако если аргументы являются вызовами функций, это может быть проблематично:
Если важно, чтобы какой-либо аргумент вычислялся первым, вы должны явно определить порядок выполнения, например:
Предупреждение
Спецификация C++ не определяет, будут ли вызовы функций вычислять аргументы слева направо или справа налево. Позаботьтесь о том, чтобы не использовать функции в качестве аргументов, где порядок их вызовов имеет значение.
Как параметры и возвращаемые значения работают вместе
Используя оба параметра и возвращаемое значение, мы можем создавать функции, которые принимают входные данные, выполняют с ними какие-либо вычисления и возвращают значение вызывающей стороне.
Вот пример очень простой функции, которая складывает два числа и возвращает результат вызывающей функции:
В графическом виде это выглядит так:
Рисунок 1 – Передача функции аргументов и возврат рассчитанного ею значения
Еще примеры
Давайте взглянем еще на несколько вызовов функций:
Эта программа создает в консоли следующий вывод:
Первая инструкция простая.
Следующая пара инструкций также относительно проста:
Давайте посмотрим на первую сложную инструкцию в этой связке:
Менее подробно: add(1, add(2, 3)) вычисляется как add(1, 5) => вычисляется как 6
Заключение
Параметры функций и возвращаемые значения являются ключевыми механизмами, с помощью которых функции могут быть написаны для повторного использования, поскольку это позволяет нам писать функции, которые могут выполнять задачи и возвращать извлеченные или вычисленные результаты обратно вызывающей стороне, не зная заранее конкретных входных и выходных данных.
Небольшой тест
Вопрос 1
Что не так с этим фрагментом программы?
Вопрос 2
Какие две вещи неправильны в этом фрагменте программы?
Вопрос 3
Какое значение выводит следующая программа?
Вопрос 4
Вопрос 5
Примечание: вы можете предложить другие (похожие) решения. В C++ часто есть много способов сделать одно и то же.
Функции
Зачастую нам надо повторять одно и то же действие во многих частях программы.
Например, необходимо красиво вывести сообщение при приветствии посетителя, при выходе посетителя с сайта, ещё где-нибудь.
Чтобы не повторять один и тот же код во многих местах, придуманы функции. Функции являются основными «строительными блоками» программы.
Объявление функции
Для создания функций мы можем использовать объявление функции.
Пример объявления функции:
Вызов showMessage() выполняет код функции. Здесь мы увидим сообщение дважды.
Этот пример явно демонстрирует одно из главных предназначений функций: избавление от дублирования кода.
Если понадобится поменять сообщение или способ его вывода – достаточно изменить его в одном месте: в функции, которая его выводит.
Локальные переменные
Переменные, объявленные внутри функции, видны только внутри этой функции.
Внешние переменные
У функции есть доступ к внешним переменным, например:
Функция обладает полным доступом к внешним переменным и может изменять их значение.
Внешняя переменная используется, только если внутри функции нет такой локальной.
Переменные, объявленные снаружи всех функций, такие как внешняя переменная userName в вышеприведённом коде – называются глобальными.
Глобальные переменные видимы для любой функции (если только их не перекрывают одноимённые локальные переменные).
Желательно сводить использование глобальных переменных к минимуму. В современном коде обычно мало или совсем нет глобальных переменных. Хотя они иногда полезны для хранения важнейших «общепроектовых» данных.
Параметры
Мы можем передать внутрь функции любую информацию, используя параметры (также называемые аргументами функции).
Параметры по умолчанию
Например, вышеупомянутая функция showMessage(from, text) может быть вызвана с одним аргументом:
Если мы хотим задать параметру text значение по умолчанию, мы должны указать его после = :
Теперь, если параметр text не указан, его значением будет «текст не добавлен»
В данном случае «текст не добавлен» это строка, но на её месте могло бы быть и более сложное выражение, которое бы вычислялось и присваивалось при отсутствии параметра. Например:
В JavaScript параметры по умолчанию вычисляются каждый раз, когда функция вызывается без соответствующего параметра.
Ранние версии JavaScript не поддерживали параметры по умолчанию. Поэтому существуют альтернативные способы, которые могут встречаться в старых скриптах.
Например, явная проверка на undefined :
…Или с помощью оператора || :
Возврат значения
Функция может вернуть результат, который будет передан в вызвавший её код.
Простейшим примером может служить функция сложения двух чисел:
Директива return может находиться в любом месте тела функции. Как только выполнение доходит до этого места, функция останавливается, и значение возвращается в вызвавший её код (присваивается переменной result выше).
Вызовов return может быть несколько, например:
Возможно использовать return и без значения. Это приведёт к немедленному выходу из функции.
Если функция не возвращает значения, это всё равно, как если бы она возвращала undefined :
Пустой return аналогичен return undefined :
Для длинного выражения в return может быть заманчиво разместить его на нескольких отдельных строках, например так:
И тогда всё сработает, как задумано.
Выбор имени функции
Функция – это действие. Поэтому имя функции обычно является глаголом. Оно должно быть простым, точным и описывать действие функции, чтобы программист, который будет читать код, получил верное представление о том, что делает функция.
Как правило, используются глагольные префиксы, обозначающие общий характер действия, после которых следует уточнение. Обычно в командах разработчиков действуют соглашения, касающиеся значений этих префиксов.
Например, функции, начинающиеся с «show» обычно что-то показывают.
Функции, начинающиеся с…
Примеры таких имён:
Благодаря префиксам, при первом взгляде на имя функции становится понятным что делает её код, и какое значение она может возвращать.
Функция должна делать только то, что явно подразумевается её названием. И это должно быть одним действием.
Два независимых действия обычно подразумевают две функции, даже если предполагается, что они будут вызываться вместе (в этом случае мы можем создать третью функцию, которая будет их вызывать).
Несколько примеров, которые нарушают это правило:
В этих примерах использовались общепринятые смыслы префиксов. Конечно, вы в команде можете договориться о других значениях, но обычно они мало отличаются от общепринятых. В любом случае вы и ваша команда должны точно понимать, что значит префикс, что функция с ним может делать, а чего не может.
Имена функций, которые используются очень часто, иногда делают сверхкороткими.
Это исключения. В основном имена функций должны быть в меру краткими и описательными.
Функции == Комментарии
Функции должны быть короткими и делать только что-то одно. Если это что-то большое, имеет смысл разбить функцию на несколько меньших. Иногда следовать этому правилу непросто, но это определённо хорошее правило.
Небольшие функции не только облегчают тестирование и отладку – само существование таких функций выполняет роль хороших комментариев!
Первый вариант использует метку nextPrime :
Второй вариант использует дополнительную функцию isPrime(n) для проверки на простое:
Второй вариант легче для понимания, не правда ли? Вместо куска кода мы видим название действия ( isPrime ). Иногда разработчики называют такой код самодокументируемым.
Таким образом, допустимо создавать функции, даже если мы не планируем повторно использовать их. Такие функции структурируют код и делают его более понятным.
Итого
Объявление функции имеет вид:
Для того, чтобы сделать код более чистым и понятным, рекомендуется использовать локальные переменные и параметры функций, не пользоваться внешними переменными.
Функция, которая получает параметры, работает с ними и затем возвращает результат, гораздо понятнее функции, вызываемой без параметров, но изменяющей внешние переменные, что чревато побочными эффектами.
Функции являются основными строительными блоками скриптов. Мы рассмотрели лишь основы функций в JavaScript, но уже сейчас можем создавать и использовать их. Это только начало пути. Мы будем неоднократно возвращаться к функциям и изучать их всё более и более глубоко.
Задачи
Обязателен ли «else»?
В ином случае она запрашивает подтверждение через confirm и возвращает его результат:
Есть ли хоть одно отличие в поведении этого варианта?
Оба варианта функций работают одинаково, отличий нет.
Перепишите функцию, используя оператор ‘?’ или ‘||’
В ином случае она задаёт вопрос confirm и возвращает его результат.
Сделайте два варианта функции checkAge :
Руководство по JavaScript, часть 4: функции
Сегодня публикуем четвёртую часть перевода руководства по JavaScript, которая посвящена функциям.
Функции в JavaScript
Поговорим о функциях в JavaScript, сделаем их общий обзор и рассмотрим подробности о них, знание которых позволит вам эффективно ими пользоваться.
Функция — это самостоятельный блок кода, который можно, один раз объявив, вызывать столько раз, сколько нужно. Функция может, хотя это и необязательно, принимать параметры. Функции возвращают единственное значение.
Кроме того, функции в JavaScript называют «функциями первого класса» так как их можно назначать переменным, их можно передавать другим функциям в качестве аргументов, их можно возвращать из других функций.
Сначала рассмотрим особенности работы с функциями и соответствующие синтаксические конструкции, которые существовали в языке до появления стандарта ES6 и актуальны до сих пор.
Вот как выглядит объявление функции (function declaration).
В наши дни такие функции называют «обычными», отличая их от «стрелочных» функций, которые появились в ES6.
Функцию можно назначить переменной или константе. Такая конструкция называется функциональным выражением (function expression).
Можно заметить, что в вышеприведённом примере функция назначена константе, но сама она имени не имеет. Такие функции называют анонимными. Подобным функциям можно назначать имена. В таком случае речь идёт об именованном функциональном выражении (named function expression).
Использование таких выражений повышает удобство отладки (в сообщениях об ошибках, где проводится трассировка стека, видно имя функции). Имя функции в функциональном выражении может понадобиться и для того, чтобы функция могла бы сама себя вызывать, без чего не обойтись при реализации рекурсивных алгоритмов.
В стандарте ES6 появились стрелочные функции (arrow function), которые особенно удобно использовать в виде так называемых «встроенных функций» (inline function) — в роли аргументов, передаваемых другим функциям (коллбэков).
Стрелочные функции, помимо того, что структуры, используемые для их объявления, получаются более компактными, чем при использовании обычных функций, отличаются от них некоторыми важными особенностями, о которых мы поговорим ниже.
Параметры функций
Параметры представляют собой переменные, которые задаются на этапе объявления функции и будут содержать передаваемые ей значения (эти значения называют аргументами). Функции в JavaScript могут либо не иметь параметров, либо иметь один или несколько параметров.
Здесь показано несколько примеров стрелочных функций.
Начиная со стандарта ES6 у функций могут быть так называемые «параметры по умолчанию» (default parameters).
Они представляют собой стандартные значения, задаваемые параметрам функций в том случае, если при её вызове значения некоторых параметров не задаются. Например, функцию, показанную выше, можно вызвать как с передачей ей всех двух принимаемых ей параметров, так и другими способами.
В ES8 появилась возможность ставить запятую после последнего аргумента функции (это называется trailing comma). Эта возможность позволяет повысить удобство редактирования кода при использовании систем контроля версий в ходе разработки программ. Подробности об этом можно почитать здесь и здесь.
Передаваемые функциям аргументы можно представлять в виде массивов. Для того чтобы разобрать эти аргументы можно воспользоваться оператором, который выглядит как три точки (это — так называемый «оператор расширения» или «оператор spread»). Вот как это выглядит.
Если функции нужно принимать много параметров, то запомнить порядок их следования может быть непросто. В таких случаях используются объекты с параметрами и возможности по деструктурированию объектов ES6.
Этот приём позволяет, описывая параметры в виде свойств объекта и передавая функции объект, получить в функции доступ к параметрам по их именам без использования дополнительных конструкций. Подробнее об этом приёме можно почитать здесь.
Значения, возвращаемые из функций
Если после ключевого слова return указать некое значение, то это значение возвращается в место вызова функции в качестве результата выполнения этой функции.
Из функции можно возвращать лишь одно значение. Для того чтобы получить возможность возврата нескольких значений, возвращать их можно либо в виде объекта, используя объектный литерал, либо в виде массива, а при вызове функции применять конструкцию деструктурирующего присваивания. Имена параметров при этом сохраняются. При этом, если нужно работать с объектом или массивом, возвращённым из функции, именно в виде объекта или массива, можно обойтись без деструктурирующего присваивания.
Конструкцию const [ name, age ] = doSomething() можно прочитать следующим образом: «объявить константы name и age и присвоить им значения элементов массива, который возвратит функция».
Вот как то же самое выглядит с использованием объекта.
Вложенные функции
Функции можно объявлять внутри других функций.
Область видимости вложенной функции ограничена внешней по отношению к ней функцией, её нельзя вызвать извне.
Методы объектов
Когда функции используются в качестве свойств объектов, такие функции называют методами объектов.
Ключевое слово this
Как видно, вызов метода start() приводит ко вполне ожидаемому результату, а вот метод stop() явно работает неправильно.
Вот как выглядит выполнение такого кода в консоли браузера.
Особенности ключевого слова this в обычных и стрелочных функциях
Всё это означает, что стрелочные функции не подходят на роль методов объектов и конструкторов (если попытаться использовать стрелочную функцию в роли конструктора — будет выдана ошибка TypeError ).
Немедленно вызываемые функциональные выражения
Немедленно вызываемое функциональное выражение (Immediately Invoked Function Expression, IIFE) — это функция, которая автоматически вызывается сразу после её объявления.
Точка с запятой перед IIFE необязательна, но её использование позволяет застраховаться от ошибок, связанных с автоматической расстановкой точек с запятой.
Поднятие функций
Если переместить вызов функции так, чтобы он шёл после её объявления, ничего не изменится.
Если же в похожей ситуации воспользоваться функциональным выражением, то похожий код выдаст ошибку.
Стрелочные функции
Сейчас мы подробнее поговорим о стрелочных функциях, с которыми мы уже встречались. Их можно считать одним из наиболее значительных новшеств стандарта ES6, они отличаются от обычных функций не только внешним видом, но и особенностями поведения. В наши дни они используются чрезвычайно широко. Пожалуй, нет ни одного современного проекта, где они не использовались бы в подавляющем большинстве случаев. Можно сказать, что их появление навсегда изменило и внешний вид JS-кода и особенности его работы.
С чисто внешней точки зрения синтаксис объявления стрелочных функций оказывается компактнее синтаксиса обычных функций. Вот объявление обычной функции.
Вот объявление стрелочной функции, которое, в целом, если не учитывать особенности стрелочных функций, аналогично предыдущему.
Как видите, параметры стрелочных функций, как и в случае с обычными функциями, описывают в скобках. При этом, если такая функция принимает всего один параметр, его можно указать без скобок. Например, вот функция, которая возвращает результат деления переданного ей числа на 2.
В результате оказывается, что стрелочные функции очень удобно использовать в ситуациях, в которых нужны маленькие функции.
▍Неявный возврат результатов работы функции
Мы уже касались этой особенности стрелочных функций, но она настолько важна, что её следует обсудить подробнее. Речь идёт о том, что однострочные стрелочные функции поддерживают неявный возврат результатов своей работы. Пример возврата примитивного значения из однострочной стрелочной функции мы уже видели. Как быть, если такая функция должна возвратить объект? В таком случае фигурные скобки объектного литерала могут запутать систему, поэтому в теле функции используются круглые скобки.
▍Ключевое слово this и стрелочные функции
Как мы уже видели, при использовании ключевого слова this в методе объекта, представленного обычной функцией, this указывает на объект, которому принадлежит метод. В таком случае говорят о привязке ключевого слова this к значению, представляющему собой контекст выполнения функции. В частности, если функция вызвана в виде метода объекта, то ключевое слово this привязано к этому объекту.
В случае же со стрелочными функциями оказывается так, что в них привязка this не выполняется, они пользуются ключевым словом this из содержащих их областей видимости. В результате их не рекомендуется использовать в качестве методов объектов.
Замыкания
Замыкания — это важная концепция в JavaScript. Фактически, если вы писали JS-функции, то вы пользовались и замыканиями. Замыкания применяются в некоторых паттернах проектирования — в том случае, если нужно организовать строгий контроль доступа к неким данным или функциям.
Когда функция вызывается, у неё есть доступ ко всему тому, что находится во внешней по отношению к ней области видимости. Но к тому, что объявлено внутри функции, извне доступа нет. То есть, если в функции была объявлена некая переменная (или другая функция), они недоступны внешнему коду ни во время выполнения функции, ни после завершения её работы. Однако если из функции возвратить другую функцию, то эта новая функция будет иметь доступ ко всему тому, что было объявлено в исходной функции. При этом всё это будет скрыто от внешнего кода в замыкании.
Рассмотрим пример. Вот функция, которая принимает имя собаки, после чего выводит его в консоль.
Значение, возвращаемое этой функцией нас пока не интересует, текст выводится в консоль с помощью IIFE, что в данном случае особой роли не играет, однако, это поможет нам увидеть связь между этой функцией и её вариантом, в котором, вместо вызова функции, которая выводит текст в консоль, мы эту функцию из переписанной функции bark() возвратим.
Результат работы код в двух случаях оказывается одинаковым. Но во втором случае то, что было передано исходной функции при её вызове (имя собаки, Roger ), хранится в замыкании, после чего используется другой функцией, возвращённой из исходной.
Проведём ещё один эксперимент — создадим, пользуясь исходной функцией, две новых, для разных собак.
Этот код выведет следующее.
Итоги
Уважаемые читатели! Как вы относитесь к стрелочным функциям в JavaScript?