Что такое субъектность какими параметрами она характеризуется

Содержание
  1. Субъектность
  2. Субъектность
  3. Полезное
  4. Смотреть что такое «Субъектность» в других словарях:
  5. Что такое субъектность какими параметрами она характеризуется
  6. СУБЪЕКТНОСТЬ: ПУТЬ ОБРЕТЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  7. К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях
  8. Библиографическое описание:
  9. Похожие статьи
  10. К вопросу об эмпирическом изучении уровня сформированности.
  11. Особенности осознанной саморегуляции деятельности.
  12. Активность как ценное качество самоопределяющейся личности
  13. Субъектность личности как компонент психологического здоровья
  14. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии
  15. Теоретические концепции понимания воли и их практический анализ
  16. К вопросу о развитии самосознания подростков | Молодой ученый
  17. Особенности осознанной саморегуляции деятельности.
  18. Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде
  19. Похожие статьи
  20. К вопросу об эмпирическом изучении уровня сформированности.
  21. Особенности осознанной саморегуляции деятельности.
  22. Активность как ценное качество самоопределяющейся личности
  23. Субъектность личности как компонент психологического здоровья
  24. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии
  25. Теоретические концепции понимания воли и их практический анализ
  26. К вопросу о развитии самосознания подростков | Молодой ученый
  27. Особенности осознанной саморегуляции деятельности.
  28. Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде

Субъектность

ключевая характеристика личности в деятельности. Носителем любой деятельности является субъект. Содержание деятельности и ее структура принадлежат субъекту. Ее сущность сконцентрирована в тезисе С. Л. Рубинштейна, являющимся квинтессенцией понимания психологической природы деятельности: «Человек не только объект различных воздействий, но и субъект, который, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение. И развитие человека является ни чем иным, как становлением личности – активного и сознательного субъекта человеческой истории. Ее развитие является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а “самодвижением” субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим» (1989, т. 2, с. 184).

Полноценная деятельность выполняется субъектом, обладающим такими качествами, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность и т. п. Эти качества в концентрированном и синтезированном виде отражают центральные характеристики деятельности – целенаправленной активности человека, поскольку для подлинного субъекта деятельности характерно самостоятельное ее осуществление. Таким образом, субъектность – источник развития, точнее, саморазвития человека вообще, и профессионального развития в частности.

Применительно к образовательному процессу понятие субъекта означает активного участника учебного процесса, включенность которого проявляется в виде активности разных сфер его психики: моторной (двигательная активность), эмоциональной (эмоциональная активность), познавательной (когнитивная активность), личностной (личностная активность, проявление характерологических особенностей), духовно-нравственной (проявление собственной позиции). Субъект образовательного процесса – это не только носитель способностей в виде знаний-умений и компетенций. Это, прежде всего, реализатор в практической деятельности различных возможностей развития своих способностей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Субъектность

Полезное

Смотреть что такое «Субъектность» в других словарях:

субъектность — персональность Словарь русских синонимов. субъектность сущ., кол во синонимов: 1 • персональность (3) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

субъектность — субъ ектность, и … Русский орфографический словарь

СУБЪЕКТНОСТЬ — способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед.… … Педагогический словарь

субъектность отраженная — идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, появлению ранее не… … Большая психологическая энциклопедия

Субъектность речи, текста — (авторизация, субъектная организация текста) – глобальная интегрирующая категория текста, соотносимая с одним из двух составляющих творческой деятельности – субъекта и объекта. Вопрос о субъекте познавательной науч. деятельности обсуждается в… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Субъектность отраженная — идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не… … Психологический лексикон

отраженная субъектность — идеальная представленность и продолженность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, формированию новых… … Большая психологическая энциклопедия

СУБЪЕКТ, СУБЪЕКТИВНОСТЬ, СУБЪЕКТНОСТЬ — характеристики познания и практической деятельности человека. Субъект человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы) в процессе решения практических и духовно… … Современный философский словарь

Категория активность и соподчиненные с ней понятия (действие, деятельность, свобода) в ЮП — Субъектность правовой активности (В.М. Поздняков, 1997) обязывает всесторонне изучать человека и социальные группы в качестве субъектов деятельности, общения, духовного созерцания и т.д. Это позволяет с одной стороны преодолевать доминировавшие в … Энциклопедия современной юридической психологии

Субъект общения — В рос. психологии отсутствует общепринятая трактовка С. о., несмотря на то что ведущие отеч. психологи постоянно обращались к данному понятию. Анализ работ филос. психол. плана приводит к выводу о том, что имеется ряд основополагающих параметров… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник

Что такое субъектность какими параметрами она характеризуется

ornament

СУБЪЕКТНОСТЬ: ПУТЬ ОБРЕТЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Битянова Марина Ростиславовна
директор Центра психологического
сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»

г.Москва

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ РГНФ, ПРОЕКТ № 15-06-10300

Дата публикации: 12.02.2016

«СУБЪЕКТНОСТЬ: ПУТЬ ОБРЕТЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»

Субъектность – очень важное понятие для понимания целей современного образования и механизмов, обеспечивающих их достижение. Автор обращается к сути самого понятия и структуре и принципам процесса развития субъектности у детей и подростков на пути достижения важнейших образовательных результатов.

В профессиональную жизнь педагога в последние годы входит много сложных психологических и философских терминов. Иногда они столь заковыристы и неблагозвучны для педагогического уха, что хочется от них отмахнуться: всё это умствования, теория, к нам, практикам, отношения не имеющая. И иногда, наверное, это правильно. Но только не в этом случае. Понятие «субъектность» связано с принципиально важным процессом обретения растущим человеком самостоятельности и принятия им ответственности за собственное образование и собственную жизнь. Как же можно игнорировать и тем более отчуждать такое понятие?! Нельзя никак. Нужно вникать, разбираться и выстраивать соответствующую педагогическую практику.

Понятие субъектности

Начнем с начала: что же такое субъектность?

Субъектность – это важнейшая человеческая способность. Она заключается в умении становиться и быть автором собственной жизни: управлять своими действиями, планировать способы своих действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Иначе говоря, быть субъектом – значит, занимать активную, авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. То есть управлять своей деятельностью и жизнедеятельностью.

Через такую же фразу формулируется и один из важнейших результатов современного образования – владение инструментами (универсальными учебными действиями), позволяющими человеку реализовывать задуманное, решать проблемы, выстраивать пути достижения поставленных целей и идти к ним, преодолевая собственную инертность и внешние преграды. Получается, что способствовать развитию субъектности – это достигать вместе с учеником важнейших образовательных результатов!

Как развивается субъектность

Субъектность дана человеку как возможность по праву рождения, но процесс ее становления, развития – долог. И не гарантирован, по крайней мере, в самых высоких ее проявлениях.

Субъектность проявляется в деятельности и, что не менее важно, только в ней и формируется. Для понимания процесса развития субъектности нам важно напомнить, как устроена деятельность, из каких этапов она состоит. Ведь именно в поэтапном овладении деятельностью и состоит процесс развития субъектности. Этапы осуществления деятельности представлены на Рис. 1.

Subektnost.ris1

Мы видим, что деятельность разворачивается от этапа постановки или принятия цели через ее планирование и осуществление (при наличии постоянного контроля) к оцениванию результата и рефлексии способов его достижения.

С опорой на это знание посмотрим на основные этапы развития субъектности человека (Рис. 2).

Subektnost.ris2

На каждом этапе происходит приращение в субъектности, то есть способности управлять своей активностью на более и более высоких уровнях организации деятельности (от субъекта действия к субъекту деятельности).

На уровне развития субъект действия степень самостоятельности в реализации деятельности у человека минимальна. Мотивация к деятельности осуществляется внутри системы «взрослый–ребенок». Именно взрослый создает ситуацию, в которой ребенку становится интересно, лично значимо заняться предлагаемой деятельностью. Ставит цель, разбивает ее на задачи, планирует шаги по достижению цели – взрослый, предлагая ребенку присоединиться к решению частных задач. Активность и самостоятельность ребенка проявляется на этапе реализации действия. Оценку результата осуществляет взрослый, присоединяя ребенка на уровне обсуждения, обоснования делаемых оценок. Рефлексия на этом уровне развития субъектности представлена для ребенка, скорее, в плане эмоций, удовлетворения сделанным.

Приведем практический пример. В конце января учительница предложила детям вспомнить, какие весенние праздники они знают. Возможно, организовала игру-соревнование в классе, кто больше вспомнит или найдет в календарях информации о разных весенних праздниках. Предложила детям узнать у родителей, какие праздники принято отмечать в семье и почему (этап актуализации личного опыта).

На следующем этапе она обсудила с детьми, почему в большинстве семей отмечается Восьмое марта, за что люди любят этот праздник. Вывела их на понимание того, что Восьмое марта – это возможность сказать приятные слова той (тем), кого любишь больше всего на свете. Затем, увидев, что дети испытывают эмоциональный подъем, готовы к активности, предложила обсудить, как мы можем использовать предоставляемую весной возможность выразить свою любовь и порадовать мам и бабушек. При этом она аккуратно ввела определенные требования к тем способам порадовать, которые будут предлагать дети: например, это должно быть ученикам по силам, не должно помешать учиться.

Затем детские идеи собираются, обсуждаются и выбирается то, что, с одной стороны, интересно детям, с другой – соответствует критериям, которые важны для взрослого (и мы понимаем, что эти критерии многое определяют в конечном выборе).

Выбранный вариант проведения праздника взрослый превращает в план, сценарий, привлекая детей и используя их творческий потенциал для генерирования идей. Взрослый помогает детям распределить ответственность за выполнение тех или иных пунктов плана, проговаривая с каждым ребенком, что именно и как он будет делать. По ходу подготовки взрослый держит руку на пульсе, отслеживая подготовку каждого ребенка, помогая, направляя, возвращая его внимание к принятым обязательствам, поддерживая интерес.

Учитель помогает детям удерживать ощущение авторства, личной активности в претворении задуманного, незримо удерживая цель и контролируя процесс.

После завершения праздника педагог помогает оценить результат, увидеть достижения и их причины, понять, что не получилось и почему. Дает поддержку каждому ребенку, организует взаимоподдержку детьми друг друга («Ты молодец, потому что…»).

На этом примере мы видим, что на первом этапе развития субъектности большая часть шагов по реализации деятельности контролируется и напрямую выполняется взрослым. Дети выступают в качестве исполнителей. Но исполнителей осознанных, понимающих, что и зачем они делают. И заинтересованных в результате. Так получилось потому, что педагог из нашего примера хорошо понимала структуру деятельности и провела детей по всем необходимым этапам, объясняя, что и почему они делают. В будущем, когда дети накопят практический опыт, они смогут перейти на следующий этап – субъект собственного действия.

Субъект собственного действия может сам выбирать, каким образом он будет реализовывать поставленную перед ним задачу. Так, в приведенном примере дети могут сами выбрать, что будет делать каждый из них во время представления. И оценить свой результат они могут уже самостоятельно, так как они сами определяли содержание своего действия, то есть участвовали в выработке критериев хорошего результата.

Субъект деятельности пока еще реализует цели, пришедшие к нему извне. Но степень свободы в реализации этой цели существенно возрастает. Приняв цель поздравить мам и бабушек, дети могут предложить и другие варианты ее реализации. Это может быть концерт, или ролевая игра, или совместный поход… Реализуя чужую цель, дети могут творчески подойти к ее воплощению, учитывая как собственные интересы и возможности, так и общий контекст, в котором реализуется цель. Субъект собственной деятельности сам определяет путь достижении цели, планирует этот путь, выбирает наиболее рациональные способы действия, исходя из критериев хорошего результата (эти критерии ему может дать взрослый или он уже может выработать их самостоятельно). Итоговый и текущий контроль, оценивание – это тоже его зона ответственности и свободы.

Находясь на высшем уровне развития субъектности – субъект собственной деятельности – человек в состоянии самостоятельно осуществить все этапы деятельности и провести полноценную рефлексию осуществленного. То есть субъект собственной деятельности осознает, зачем, ради чего он осуществляет деятельность. Он может поставить цель, спланировать шаги для ее реализации, осуществить задуманное, оценить по заранее выработанным критериям эффективность процесса и полученный результат, осуществить рефлексию пройденного пути и смыслов, ради которых осуществлялась деятельность.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно говорить о том, что приобретая опыт деятельности, ребенок (подросток) наращивает свою умелость в управлении деятельностью. Необходимыми условиями такого преобразования являются:

Возможности возраста

Для того чтобы перейти с одного этапа развития субъектности на другой, ребенок должен накопить практический опыт. И можно предположить, что чем больше у ребенка такого опыта, тем быстрее развивается субъектность. Но это не так. Возраст накладывает определенные границы на возможность ребенка в управлении деятельностью. Переход с одного этапа на другой определяется не только возможностью ребенка достичь цели, но и возможностью осознать ее, сделать путь достижения цели осознанным. На рис. 3 изображено, как соотносятся этапы развития субъектности и возраст.

Subektnost.ris3

Возраст – важная, но не определяющая переменная, задающая человеку возможности управления деятельностью. При определенных обстоятельствах и, позволим себе повторить слово, в определенных видах деятельности даже маленькие дети могут достигать достаточно высоких уровней развития субъектности. Так, дети 7–8 лет, которые серьезно занимаются спортом, спортивными или бальными танцами, музыкой, часто по отношению к данным видам деятельности проявляют чудеса самостоятельности, поднимаясь даже на уровень субъекта деятельности. Есть и просто уникальные дети, рано – по возрастным нормативам развития – ставшие зрелыми с точки зрения регулирования своей активности. Можно привести и противоположные примеры – личностной инфантилизации, застревания в довольно солидном возрасте на ранних этапах развития субъектности. Все эти частности не мешают говорить о возрастно-нормативных характеристиках, ориентироваться на них при проектировании образовательной среды и образовательных ситуаций, но предполагают аккуратность в интерпретации результатов наблюдений и исследований.

Развитая субъектность в преобладающем большинстве случаев вырастает в человеке лишь при условии целенаправленной деятельности взрослых. Педагогу, помогающему человеку обрести самостоятельность в управлении своей жизнью, важно научиться взаимодействовать с внутренней сущностью ребенка, его ценностными устремлениями, находить гармоничное сочетание стремления и права быть самим собой с социальными требованиями и ценностями. Сегодня уже недостаточно строить воспитательное воздействие, опираясь только на собственную личность и собственные представления о правильном, должном. Необходимо использовать ресурс современных образовательных технологий, позволяющих проектировать образовательные ситуации и создавать условия для развития субъектности.

Источник

К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях

e32b1428fac53b58b58c8140fd52dc23

Рубрика: Общая педагогика

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 1082 раза

Библиографическое описание:

Каленов, А. А. К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях / А. А. Каленов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1930/ (дата обращения: 21.09.2021).

В современном мире в различных сферах жизни и деятельности личность как обладатель уникальных свойств и способов осуществления активности выходит на первый план. Само понятие личности, несомненно, можно считать достаточно разработанным в науке, т. к. любые трактовки по сути включают одни и те же критерии определения: социальная обусловленность, социальность (как принадлежность к определенному социуму и эффективное существование в нем), активность, осознанность, ответственность и пр. Единым в науке является понимание личности как специфического социального продукта, что выражено в ставшем уже крылатым выражении «личностью не рождаются, личностью становятся». Развиваясь в контексте определенного социокультурного пространства и исторической эпохи, личность является носителем определенных, свойственных им, взглядов, ценностей, норм, мировоззрения, морали. Однако, наряду с понимаемым и принимаемым большинством понятием личности, в науке появляется категория субъектности, отсутствие единого понимания которой порождает некоторую терминологическую путаницу. Субъектность в самом общем определении является свойством личности и возникает на определенном этапе ее развития как проявление способности быть субъектом. В качестве отличительных свойств субъекта, в свою очередь, исследователями выделяются различные единицы анализа. Исходя из этого, представляется необходимым анализ и обобщение различных взглядов на субъектность и ее структурное содержание.

Категория субъектности рассматривается с точки зрения различных подходов и концепций как свойство, специфическая характеристика личности (Е. Н. Волкова, С. Д. Дерябо, В. А. Петровский, И. А. Серегина и др.), как функция личности по осуществлению определенного характера активности (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, С. З. Гончаров, Н. В. Попова и др.), как высший уровень проявления способности к регуляции поведения (М. В. Ермолаева, П. В. Кондратьева, С. З. Гончаров, Н. В. Попова, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, В. О. Татенко и др.), как предпосылка и способ развития личности (А. А. Бодалев) и пр. Общим для всех трактовок так или иначе является представление о субъектности как характеристике, присущей личности как социальному продукту и реализуемой исключительно в социальном пространстве в процессе проявления активности. Рассмотрим далее определения понятия и структуры субъектности, представленные в различных исследованиях.

Е. Н. Волкова определяет субъектность как одно из центральных психических образований личности, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю. Субъектность, по мнению автора, составляет важнейшее условие осуществления специфически человеческого способа бытия. Отношение человека к себе как к деятелю как смыслообразующая характеристика субъектности структурируется на ряд компонентов: активность, сознательность, целеполагание, рефлексия, свобода выбора и ответственность за него, принятие собственной уникальности, а также признание права другого быть субъектом, т. е. проявлять все перечисленные свойства [3; 4]. Такое понимание субъектности, на наш взгляд, вполне отражает суть феномена и важным здесь является положение о том, что субъектность — это не только признание и принятие собственных субъектных свойств, но принятие права другого также быть уникальным и неповторимым субъектом. Здесь нам видится раскрытие социальной обусловленности субъектности, развивающейся исключительно в ситуации взаимодействия с другими субъектами.

И. А. Серегина, вслед за Е. Н. Волковой, рассматривает субъектность как функцию личности по реализации осознанной творческой активности [7]. Структура субъектности, по мнению автора, включает четыре компонента:

− осознанность творческой активности, свобода выбора и ответственность за него, саморазвитие;

− способность к рефлексии;

− осознание и принятие уникальности собственной личности;

− понимание и принятие субъектных свойств другого человека [7].

Здесь также можно видеть существование акцента на значимости субъектности другого. Помимо этого, И. А. Серегиной на первый план выносится осознанность, присущая всем компонентам и являющаяся определяющим атрибутом существования субъектности. Мы считаем, что осознанность действительно должна быть присуща субъекту, т. к. без данной характеристики целенаправленная преобразующая активность представляется невозможной.

Н. В. Богданович, проводя категориальный анализ, приходит к выводу, что субъектность представляет собой особое качество личности, связанное с активно-преобразующими способностями и свойствами. Автором подчеркивается процессуальный характер феномена, так как его структура определяется через категории процессов самости: субъектификация, саморегуляция, самосознание, самоопределение и пр. [2]. Связь субъектности с данными процессами представляется нам непротиворечивой, однако сама субъектность не сводится к их совокупности. Если бы это было так, то не существовало бы необходимости разделения в теоретическом плане категорий «личность» и «субъектность». Процессы самости, на наш взгляд, отражают лишь отдельные аспекты субъектности и являются системообразующими характеристиками личности, не всегда проявляемыми в активности и не всегда осознаваемыми, субъектность же — свойство деятельной, активной личности.

Т. В. Белых рассматривает субъектность как интегральное системное качество целостной структуры индивидуальности. Содержание субъектности, по мнению автора, проявляется на всех уровнях иерархической организации субъекта:

− на уровне индивида (субъект жизнедеятельности) — в специфике образа жизни и способности к осуществлению эффективной саморегуляции;

− на уровне личности (субъекта деятельности) — в способности инициировать и эффективно реализовывать познавательную активность, активность, направленную на взаимодействие;

− на уровне индивидуальности (субъект самопознания) — в осознании ценностей познания «Я» и возможностей расширения его границ;

− на уровне субъекта самореализации — в стремлении реализовать творческий потенциал, продуктивной деятельности, достижении тождественности «образа-Я» самому себе в значимой для собственного «Я» деятельности;

− на уровне субъекта саморазвития — в способности выстраивать и реализовывать адекватные стратегии поведения относительно собственного «Я» [1].

При этом Т. В. Белых отмечает, что субъектность в структуре индивидуальности может иметь два пути развития — созидательный и деструктивный. В первом случае достигается уровень субъекта саморазвития, а во втором — личность ограничена рамками психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации [1]. Подход Т. В. Белых является весьма интересным, т. к. предлагает рассматривать субъектность как динамическое и иерархически выстроенное образование, имеющее специфические проявления на разных этапах становления индивидуальности. Можно отметить, что согласно такой позиции субъектность присуща человеку изначально в самых простых ее формах, а достижение истинной субъектности в ее привычном понимании происходит только при достижении определенного уровня развития, прохождении последовательных этапов от уровня индивида до уровня субъекта саморазвития. Однако автором практически не раскрывается общая структура субъектности, что делает представленную модель сложноприменимой в практическом плане.

М. Г. Остроушко предлагает также интересный подход к рассмотрению субъектности и ее структуры. По мнению автора, субъектность — это изначально присущая человеку способность к взаимодействию с миром. Структура субъектности выстраивается исходя не из форм и характера активности (многообразие которых чрезвычайно велико), а из ее направленности на объект. М. Г. Остроушко описывает два базовых вектора субъектности: «вовнутрь» и «вовне». В первом случае в качестве объекта выступает сама личность, а во втором — содержание внешнего по отношению к ней мира (другие люди, предметы, внешняя деятельность и пр.). Оценка успешности взаимодействия с объектом основана на специфической внутренней системе отсчета (элемент целостной Я-концепции), которая задает субъективные критерии целесообразности активности и ее оценки, а также пределы ответственности самого субъекта [6]. Исходя из данных представлений, автор в структуре субъектности выделяет два элемента:

− направленность (внутренняя — на себя и внешняя — на объекты внешнего мира);

− уровни развития субъектности в онтогенезе.

Формы взаимодействия субъекта с действительностью и собственным «Я», по мнению М. Г. Остроушко, могут быть различны и включают саморегуляцию, осознанность активности (в познании, деятельности, общении и пр.), самоактуализацию, самоопределение и т. д. [6]. Несмотря на то, что подход М. Г. Остроушко является достаточно интересным в плане выделения оснований для понимания субъектности (внешняя и внутренняя направленность), само структурирование кажется нам чрезмерно упрощенным. Автором не рассматривается содержание отдельных уровней развития субъектности, которое, на наш взгляд, и должно быть раскрыто через определение более широкой структуры самого феномена.

М. А. Щукина предлагает более четкую модель субъектности, понимаемой автором как способность личности к осуществлению самоуправления в социальном контексте своего бытия. Само определение субъектности здесь сужено, т. к. в соответствии со многими другими, в частности, рассмотренными выше, подходами, субъектность реализуется не только во внешнем плане (социальное взаимодействие), но и во внутреннем (саморазвитие, самопознание и др.). Теоретическая модель субъектности личности по М. А. Щукиной включает шесть атрибутов: активность, автономность, целостность, опосредствованность, креативность, самоценностность [8]. Активность рассматривается автором как способность к инициации активности самим субъектом, что проявляется в нададаптивном поведении. Автономность понимается через отдельные проявления самости: самостоятельность, самодетерминация, самодеятельность; самоответственность. Важным в модели является понимание атрибута целостности как единства элементов, имеющих определенные границы, не подверженные влиянию обстоятельств и способствующие взаимодействию с другими при принятии существования их границ. Опосредствованность проявляется в активности с использованием психологических средств и дополнительных функциональных звеньев в самоуправлении. Креативность — это потребность в новом опыте; способность осуществлять преобразования в себе и других. Самоценностность трактуется как безусловное отношение к себе как к ценности, как доверие к себе [8]. Модель М. А. Щукиной интересна в теоретическом плане ввиду включения атрибутов автономности и целостности. На наш взгляд, данные атрибуты отражают такое понимание субъектности, при котором сам субъект продолжает выступать в качестве исключительно социального продукта, обладая при этом качествами уникальности и способности к выделению себя из социума.

Проанализировав ряд описанных выше и иных (А. А. Бодалев, С. З. Гончаров, Н. В. Попова, С. Д. Дерябо, М. В. Ермолаева, П. В. Кондратьева, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, В. О. Татенко и др.) моделей и подходов к определению субъектности и ее структуры, можно отметить некоторые общие моменты:

1) осознанная активность в отношении своего «Я», окружающего мира и деятельности признается центральной характеристикой субъектности;

2) принятие себя в качестве субъекта, обладающего определенными характеристиками (ответственности, относительной автономности, целостности, самостоятельности и пр.), а также признание права других быть субъектами и проявлять субъектные качества;

3) переживание ценности и уникальности собственного «Я».

Само понимание категории «субъектность» может рассматриваться и как свойство личности, и как ее функция, и как специфическая форма саморегуляции и осознанной активности.

Обобщая результаты проведенного теоретического анализа, мы приходим к выводу, что субъектность — это системообразующее центральное свойство личности, возникающее на определенном этапе ее развития и проявляющееся в специфически человеческом осознанном и активном отношении к окружающей действительности и самому себе.Структура субъектности включает: осознанность активности, способность к целеполаганию, саморегуляция деятельности и поведения, рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях. Рассмотрим подробнее данные составляющие субъектности.

Осознанная активность — специфически человеческий вид активности, выходящий за пределы удовлетворения базовых потребностей и направленный на достижение целей в значимой деятельности, взаимодействии субъектов, развитии собственного «Я». Осознанная активность предполагает наличие способности к планированию и прогнозированию последствий и тесно связана с такими составляющими субъектности как способность к целеполаганию, саморегуляции, рефлексивность и ответственность.

Способность к целеполаганию — основа осознанной активности, проявляемая в способности вычленять из окружающей действительности объект, подлежащий преобразованию. В качестве объекта могут выступать как элементы внешнего мира, так и собственное «Я» и его содержание.

Саморегуляция деятельности и поведения — базовая форма существования субъектности (А. К. Осницкий) [5], проявляемая в способности контролировать собственную активность и сохранять внутреннюю стабильность на определенном постоянном уровне.

Рефлексивность — обращение внимания субъекта на самого себя, собственное сознание, процесс и результаты активности, а также их оценка и переосмысление. Внимание личности к себе составляет основу осознанности и позволяет уравновесить внутренние, личностные смыслы, ценности, мотивы, побуждения с внешними проявлениями активности.

Ответственность — признание личностью самой себя источником актуального и перспективного качества собственной жизни; сознательное принятие собственного выбора при осознании его возможных последствий. Ответственность как в науке, так и в общежитейском понимании является характеристикой зрелой личности, субъекта собственной жизни и деятельности.

Осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях — компонент, непосредственно связанный с рефлексивностью и отражающий субъектное восприятие действительности и себя в ней. Осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности предполагает понимание и принятие собственной ценности, наличие самоуважения, любви к себе, доверия к себе. Без признания возможности того, что окружающие люди также являются субъектами и обладают уникальностью, невозможно само формирование личности как обладателя субъектности, т. к. субъектность формируется исключительно в среде других субъектов. Данный компонент может определяться через такие психологические категории как «самооценка», «самоотношение» (и его отдельные составляющие) и «отношение к окружающим».

Таким образом, проведенный анализ позволяет установить, что несмотря на большое количество трактовок субъектности, существуют базовые, системообразующие ее характеристики, выделяемые всеми исследователями: осознанная активность в отношении своего «Я», окружающего мира и деятельности; принятие себя в качестве субъекта, обладающего определенными характеристиками, а также признание права других быть субъектами и проявлять субъектные качества; переживание ценности и уникальности собственного «Я». Субъектность в различных исследованиях рассматривается и как свойство личности, и как ее функция, и как специфическая форма саморегуляции и осознанной активности. Мы предлагаем понимать субъектность как системообразующее центральное свойство личности, возникающее на определенном этапе ее развития и проявляющееся в специфически человеческом осознанном и активном отношении к окружающей действительности и самому себе. Структурными элементами субъектности являются осознанность активности, способность к целеполаганию, саморегуляция деятельности и поведения, рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях.

Похожие статьи

К вопросу об эмпирическом изучении уровня сформированности.

осознанная активность, качество субъекта, способность, уникальная личность, мнение автора, осознанность активности, саморегуляция деятельности, свойство личности, уровень субъекта саморазвития.

Особенности осознанной саморегуляции деятельности.

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов. Автор: Калашникова Юлия Олеговна.

В современных условиях развития общества субъектность начинает играть особую роль как свойство личности, в основе которого лежит отношение к.

Активность как ценное качество самоопределяющейся личности

Активность личности характеризуется целенаправленностью, мотивацией, осознанностью, эмоциональностью, инициативностью и ситуативностью.

Человеческая активность есть важнейшее качество личности, способность изменять окружающую действительность в.

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Также, необходимо отметить, что в качестве центрального образования субъекта выступает активность особого качества и способность ею распоряжаться, то есть мы говорим об осознанной саморегуляции внешней и внутренней активности.

Подходы к трактовке саморегуляции в психологии

Правомерно, что личностную саморегуляцию изучают как специфическую активность субъекта, направленную на преобразование своего состояния, то есть как действие и включают его в структуру деятельности.

Теоретические концепции понимания воли и их практический анализ

По мнению автора, волевая регуляция должна всегда сопровождать целенаправленные действия индивида. При этом её активность будет считаться завершенной только тогда, когда субъект деятельности достигнет нужного заключения в своих действиях.

К вопросу о развитии самосознания подростков | Молодой ученый

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность

По мнению Г. А. Урунтаевой, «самосознание — это осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам.

Особенности осознанной саморегуляции деятельности.

Свойство личности. Качество индивида. Проявляется в общении.

С. Л. Рубинштейн в деятельности видел условие формирования и развития субъекта.

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов.

Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде

Однако такое утверждение сразу же требует оговорки, что самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в

Когнитивный касается саморегуляции и контроля человеком за своей активностью на основе восприятия самого себя.

Похожие статьи

К вопросу об эмпирическом изучении уровня сформированности.

осознанная активность, качество субъекта, способность, уникальная личность, мнение автора, осознанность активности, саморегуляция деятельности, свойство личности, уровень субъекта саморазвития.

Особенности осознанной саморегуляции деятельности.

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов. Автор: Калашникова Юлия Олеговна.

В современных условиях развития общества субъектность начинает играть особую роль как свойство личности, в основе которого лежит отношение к.

Активность как ценное качество самоопределяющейся личности

Активность личности характеризуется целенаправленностью, мотивацией, осознанностью, эмоциональностью, инициативностью и ситуативностью.

Человеческая активность есть важнейшее качество личности, способность изменять окружающую действительность в.

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Также, необходимо отметить, что в качестве центрального образования субъекта выступает активность особого качества и способность ею распоряжаться, то есть мы говорим об осознанной саморегуляции внешней и внутренней активности.

Подходы к трактовке саморегуляции в психологии

Правомерно, что личностную саморегуляцию изучают как специфическую активность субъекта, направленную на преобразование своего состояния, то есть как действие и включают его в структуру деятельности.

Теоретические концепции понимания воли и их практический анализ

По мнению автора, волевая регуляция должна всегда сопровождать целенаправленные действия индивида. При этом её активность будет считаться завершенной только тогда, когда субъект деятельности достигнет нужного заключения в своих действиях.

К вопросу о развитии самосознания подростков | Молодой ученый

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность

По мнению Г. А. Урунтаевой, «самосознание — это осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам.

Особенности осознанной саморегуляции деятельности.

Свойство личности. Качество индивида. Проявляется в общении.

С. Л. Рубинштейн в деятельности видел условие формирования и развития субъекта.

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов.

Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде

Однако такое утверждение сразу же требует оговорки, что самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в

Когнитивный касается саморегуляции и контроля человеком за своей активностью на основе восприятия самого себя.

Источник

Моя дача
Adblock
detector