Что является обязательным параметром критериального оценивания

Что является обязательным параметром критериального оценивания

pdf 50

Одной из главных задач современного образования является совершенствования методики преподавания дисциплин, подготовки компетентных кадров для этих дисциплин, обьективная оценка знаний учащихся. Поэтому в последние годы одним из основных направлений методической работы в школе является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. Технология критериального оценивания как одна из современных методик обучения в принципе должна решить многие проблемы современного образования. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

– отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

– педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником;

– отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

– при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;

– отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению [3].

Для решения данных проблем в школах необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами обучения.

Само понятие крите?рий означает – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

В основных принципах критериального оценивания (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание означает такую шкалу как определение степени приближения ученика к данной цели [1].

Кроме этого критериальное оценивание подразделяются на формативное и суммативное оценивание. Формативное (текущее) оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения.

Суммативное внутреннее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения определенного блока учебной информации. Суммативное внутреннее оценивание осуществляется педагогами или администрацией школы.

Суммативное внешнее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении уровня обучения – начальной школы (5 кл), основной школы (10 кл), старшей школы (11-12 кл).

Теперь попробуем разобраться какие преимущества и недостатки имеет критериальное оценивание, по сравнению с другими педагогическими методиками.

Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:

– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

– определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса [2, 3].

Проблема выставления оценок школьникам – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках традиционной системы образования и поэтому не отражает результат полного усвоения знаний, что не соответствует в полной мере современным требованиям учебной программы [2].

Процесс оценивания является постоянной составляющей образовательного процесса и также подлежит развитию.

В соответствии с уровнем развития современной науки и технологии необходимо создание универсальной, отвечающей всем требованиям современного общества системы оценивания. Существенный вклад в развитие теории оценивания внесли многие отечественные педагоги – исследователи, которые определяли оценку как результат учебной деятельности в целом.

Не менее значимы, такие проблемы, как грамотная организация-процесса оценивания с целью формирования у учащихся учебно-познавательной мотивации и стимулирования, учебных достижений. В принципе естественно критерий оценивания должен рассматриваться как некоторый эталон, показатель уровня владения учебным материалом, имеющий значение стимула для повышения учебных достижений учащихся.

Учебно-познавательную компетентность учащихся, необходимо рассматривать в контексте технологии критериального оценивания учебных достижений как одно из современных научных направлений.

Основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки. Здесь должны быть четкие критерии в выборе отметки, которое будет понятно и ученикам, и родителям, одним словом «карта» должна быть полностью открытой и прозрачной.

Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ.

Нужно отметить, что при введении в учебный процесс технологии критериального оценивания нужно это условие непременно согласовывать между всеми учениками и родителями, так как сам процесс оценивания знания учащихся должен быть прозрачным для всех.

В зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания по тесту или письменной работы заранее оговариваются соответствующие баллы, имеется также шкала перевода баллов в оценки.

Вот только при такой прозрачной работе с учениками, при открытом диалоге между учениками и учителем можно объективно оценивать работу учеников, со стороны родителей тоже не будет возражений, такие объективные оценки результатов удовлетворяют всех [4].

Систем оценки учебных достижений учащихся в школе как и любая система в принципе естественно должна претерпеть определенные изменения в соответствии с уровнем развития науки и техники, это конечно создает определенный стимул для прогресса и совершенствования знаний учащихся.

Главной задачей педагогов, преподавательского состава и руководства школы несомненно должно стать создание условий способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха. Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является объективность, открытость, прозрачность новой системы технологии критериального оценивания, самое главное естественно – это стимулирующий потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей [4].

В данной методике можно отметить следующие основные преимущества технологии критериального оценивания:

1. Это методика очень прозрачная и соответствует учебным целям предмета;

2. Знания учеников оценивается объективно в соответствии с составленным критериям оценок, заранее знакомое все ученикам;

3. При данной методике оценивания знаний учеников со стороны учеников, родителей, учителей не может быть никаких претензий;

4. В образовательном процессе методика преподавания дисциплины, оценка по данной дисциплине идет по заранее подготовленному стратегическому плану технологии критериального оценивания;

5. Данная методика позволяет ученикам заранее подготовиться и способствует развитию навыков самооценивания, также приучает к самостоятельной подготовке по данному предмету;

6. Повышает качество пройденного материала.

Здесь пожалуй наряду с достоинствами технологии критериального оценивания можно и необходимо наверное отметить и некоторые сложные моменты этой системы.

Самое главное ученикам и учительскому составу несомненно нужно переориентироваться на такую систему, изменять свои привычные традиционные взгляды при проведении занятий, при оценке знания учащихся, при подготовке определенных новых тестовых заданий школьникам. Одним словом нужно кардинально менять традиционные системы и перестроить систему учебного процесса для технологии критериального оценивания, все это естественно определенная трудоемкая работа.

Постепенное изменение системы проведения учебных занятий, системы оценивания подготовки школьников потребует определенного адаптационного периода. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки. Но при бурном развитии современного общества она требует само собой определенной корректировки. Традиционная пятибальная система оценки образования естественно является обьективной, но она в современных условиях развития методики системы образования требует дальнейшей методической доработки. Это связано с тем, что учащийся должен дальше прогрессировать, развивать свои знания, подходить творчески к усвоению знания.

Если для обучающего не будет стимула для дальнейшего творческого роста, то это уже тормозит процесс познания, поэтому целесообразно стимулировать учащихся выставляя более высокие баллы. Например если мы традиционную пятибальную систему оценки приравняем к сто баллам, тогда для учеников кто подходит творчески к конкретной теме, решению задачи и т.д. можно будет поставить и более ста баллов, это уже будет огромный стимул для учащихся [3].

Здесь конкретно нужно развивать «рефлексию» обучающихся, что это значит, попробуем обьяснить простым языком. Рефлексия – то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но еще знать о своем знании. Значит для обучающего это способ осознания конкретных результатов исследования, регуляция своей жизнедеятельности, стимул для дальнейшего прогресса. Одним словом обучающих нужно учить подходить к проблеме творчески, активно участвовать в процессе познания законов природы.

Критериальная система оценивания является-нормативной системой, она широко применяется в Международной школе бакалавриата. Эта система направлена не только на оценивание знания учащихся, но и на развитие индивидуальных качеств школьника, на раскрытие таланта молодежи, на правильное взаимоотношение с окружающей средой, на совершенствование своих знаний.

Критериальная система оценивания является реальной системой которая согласована с педагогическим коллективом, направлена на индивидуальное развитие компетенции учеников, соответствующей целям и содержанию учебного плана образования.

Источник

Критериальное оценивание

Организация деятельности автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – Интеллектуальные школы) осуществляется в соответствии со Стратегией развития Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальных школ» до 2020 года, одобренной решением Попечительского совета от 29 ноября 2011 года (протокол № 4).

Одним из стратегических направлений деятельности АОО является разработка нового содержания образования, интегрирующего лучший казахстанский опыт и международную практику.Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся.

Самые различные способы проверки знаний и умений существовали во все времена. В процессе исторического развития менялись формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

— отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;- педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником;- отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;- при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;- отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению.

Для решения данных проблем в Интеллектуальных школах необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами обучения.Основные понятия, используемые в настоящей Концепции

В настоящей Концепции использованы следующие определения, принятые совместно с учителями Назарбаев Интеллектуальных школ.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Крите́рий— признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии описываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определённый период его обучения, которые показывают его результаты обучения, прогресс и достижения по одному или нескольким предметам. Портфолио вводится в целях повышения объективности и прозрачности оценивания результатов учащихся при внедрении критериальной системы.

Модерация – процесс обсуждения суммативных работ учащихся учителями по одному предмету и классу с целью стандартизации оценок для обеспечения объективности и прозрачности оценивания. Модерация позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

Международный опыт оценивания

Для разработки новой системы оценивания учебных достижений учащихся АОО изучен как международный опыт использования различных систем оценивания, так и опыт частных организаций образования, работающих на территории Республики Казахстан: международной школы QSI, школы Хейлибери, школы «Мирас». Изучен и опыт работы по оцениванию в школах МеждународногоБакалавриата в России.

Специалисты АОО приняли участие в конференции Ассоциации школ Международного Бакалавриата «Международный бакалавриат: качество образования в 21 веке» в г. Самара, где изучали особенности организации образовательного процесса при использовании критериального оценивания достижений учащихся в программах начальной (PrimaryYearsProgramme), основной (MiddleYearsProgramme), старшей (DiplomaProgramme) школ Международного Бакалавриата.Использование различных подходов к оцениванию в организациях образования Республики Казахстан и зарубежных системах образования, особенности критериального оценивания достижения планируемых результатов обучения, его виды и преимущества рассматривались и на встречах с международными экспертами UniversityofCambridgeInternationalExaminations (CIE). Также были проведены консультационные встречи с представителями программ Международного бакалавриата, в ходе которых рассмотрены применяемые системы оценивания в международных программах A-level, Pre-U, IB, особенности критериального подхода к оцениванию.

Работа с экспертами UniversityofCambridgeInternationalExaminations (CIE) расширила понимание и представление наших специалистов о формативном оценивании и его использовании для обеспечения прогресса учащихся и подготовки к суммативному оцениванию в I-ый год апробации системы критериального оценивания.Результаты апробации позволили внести ряд изменений и усовершенствовать подходы к применению критериального оценивания, подготовить методические рекомендации для учителей.

Анализ текущей ситуации

Система критериального оценивания учебных достижений учащихся для Интеллектуальных школ разрабатывается в соответствии с целями и задачами изучения предмета, ожидаемыми результатами обучения учебных программ по предметам. Разработка и применение критериального оценивания осуществлялось поэтапно.В 2010 – 2011 учебном году был проведен подготовительный этап, включающий мероприятия для учителей, учащихся и родителей.

Для учителей:Организованы обучающие семинары по технологии критериального оценивания.Организованы заседания круглых столов для обсуждений и выработки единых подходов по внедрению критериального оценивания.

Созданы группы педагогов по предметам для разработки методических рекомендаций по системе критериального оценивания (цели и задачи изучения предмета, общие критерии оценивания, критериальная шкала оценивания, шкала перевода баллов в оценки) и заданий для формативного и суммативного оценивания.

Для учащихся:Организована работа по разъяснению использования критериального оценивания на уроках для оценки учебных достижений учащихся педагогом и самооценивания.

Для родителей:Проведены родительские собрания, консультации с целью разъяснения системы критериального оценивания и особенностей оценивания учебных достижений учащихся.

В 2011-2012 учебном году прошел первый этап: экспериментальная апробация критериальной системы оценивания в 7 классах Назарбаев Интеллектуальных школ физико-математического направления и 8 классах Назарбаев Интеллектуальных школ химико-биологического направления.

Решением Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»№ 9 от 16 августа 2011 года разработаны и утверждены:

1. «Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся в Назарбаев Интеллектуальных школах».2. «Правила оценивания учебных достижений учащихся 7 классов Назарбаев Интеллектуальных школ физико-математического направления и 8 классов Назарбаев Интеллектуальных школ химико-биологического направления на 2011/2012 учебный год».

Во всех школах в начале учебного года были изданы приказы об апробации системы критериального оценивания, назначены ответственные из числа заместителей директоров.

ВНИШ г. Астана критериальное оценивание апробировалось во всех классах школы, разработана Политика оценивания, в которой отображены все основные элементы новой системы оценивания. ВНИШ ФМН г. Астана по итогам апробации системы критериального оценивания в 1 полугодии было принято решение Педагогического совета о внедрении новой системы оценивания в 5 и 8 классах со 2 полугодия.

На заседании методических объединений в каждой школе были утверждены графики проведения суммативных работ.В период апробации продолжена работа по совершенствованию технологии критериального оценивания: проведен семинар с СIE, получены консультации от международного эксперта, по результатам 1 года апробации подведены итоги, подготовлен отчет, проанализированы положительные стороны и причины возникавших трудностей, доработаны критерии оценивания с учетом четко обозначенных целей, задач обучения и ожидаемых результатов в новых учебных программах, внесены изменения в Концепцию и Правила оценивания.

Цели и задачи

Цель:Внедрение системы критериального оценивания учебных достижений учащихся в учебный процесс Назарбаев Интеллектуальных школ для объективного оценивания учебных достижений учащихся и определения индивидуальной траектории обучения каждого ученика.

Основные задачи:— определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;- определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;- мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;- дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;- обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.

Этапы реализации

Ожидаемые результаты

Создана система критериального оценивания, которая позволяет:

— объективно оценить учебные достижения учащихся;- определить индивидуальную траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей;- повысить мотивацию учащихся на развитие умений и навыков для достижения ожидаемых результатов:- улучшить качество преподавания и обучения;- разработать систему работы по осуществлению взаимосвязи учитель – родитель – ученик для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.

Возможные риски

1. Формальный подход педагогов к разработке необходимых материалов для критериального оценивания и проведения анализа результатов.2. Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания.3. Недопонимание системы критериального оценивания со стороны родителей.4. Недостаточная теоретическая подготовка некоторых педагогов по основным вопросам критериального оценивания, отсутствие у них практических навыков для внедрения этой системы.5. Отсутствие должного контроля и поддержки со стороны администрации школ при внедрении критериального оценивания.

Практическая значимость

Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:- оценивается только работа учащегося, а не его личность;- работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;- оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;- учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;- повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.

Критериальное оценивание позволяет:

Учителям:1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;3. Улучшить качество преподавания;4. Улучшить качество обучения;5. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;6. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;7. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся: 1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

Источник

Статья: «Критериальная система оценивания»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Критериальная система оценивания.

Формативное оценивание обеспечивает учащимся обратную связь по поводу их успехов в процессе обучения. Суммативное оценивание осуществляется в конце темы/раздела и дает учащимся и учителям представление о полученных навыках и знаниях.

Сегодня в одном классе обучаются дети с разным культурным прошлым, с разными способностями и интересами. Формирующее оценивание не повышает успеваемость учащихся само по себе, ученики увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе такого оценивания, используется конструктивно, помогая ученикам стать независимыми в обучении, учитывая их индивидуальные потребности. Учитывать индивидуальные потребности учащихся возможно через дифференциальное обучение.

Сегодня известно, что ученики усваивают больше информации, когда преподавание соответствует их готовности и стратегии обучения (Tomlinson, 2000). Так, в частности Томлинсон (Tomlinson) (2000) перечисляет четыре способа дифференциации обучения:

1. Содержание: уточните, что именно учащимся нужно узнать и как они это будут делать.

2. Процесс: предложите разные варианты подхода к проблеме.

3. Работа: позвольте учащимся повторить, применить и расширить приобретенные знания

4. Учебная среда: создайте легко изменяемую обстановку в классе, обеспечьте тихие места,

места для общения и учебной работы, чтобы сформировать независимость.

Прежде чем применять дифференцированное обучение, учащимся нужно научиться распознавать и вычленять собственные мыслительные процессы во время упражнений на рефлексию. С помощью обсуждений, нацеленных на раскрытие мыслительных процессов учащихся, учителя могут предоставить обратную связь, которая вдохновит учащихся на использование новых стратегий мышления и совершенствование уже знакомых. Используя различные методы оценивания, применяемые во время урока, учитель получает полную информацию о процессе обучения каждого ученика в отдельности, что помогает раскрыть сильные и слабые стороны школьника. Если учителя формируют ключевые предметные навыки учащихся посредством оценивания, то они сумеют разработать подходящую и легко изменяемую систему обучения, а п рименение формирующего оценивания позволит ученикам сформировать навыки самостоятельного обучения.

Учащимся со слабой учебной мотивацией, не всегда обязательно осваивать определенный учебный материал, для них важнее формировать и развивать навыки социализации, чтения, письма и математики в рамках своих возможностей. Чаще всего в обычном классе, учителям редко приходится адаптировать обучение к нуждам таких учащихся. Для них просто предусмотрено дополнительное время для обучения необходимым предметным навыкам. В большинстве случаев учащихся с серьезными трудностями обучения, оценивают по базовым предметным навыкам или социальным, при этом остальные учащиеся класса по этим пунктам оцениваться не будут. Именно поэтому система оценивания для таких детей может несколько отличаться от общепринятой.

Блэк (Black) и его коллеги (2003) предлагают следующие правила успешной самооценки:

1. Критерии оценивания любых учебных достижений должны быть понятны учащимся, чтобы у них сложилось четкое представление о целях своей работы и о том, что подразумевается под ее успешным выполнением. Эти критерии могут быть абстрактными – чтобы добиться понимания, в моделирующих упражнениях должны использоваться конкретные примеры.

2. Учащихся нужно обучить навыкам и способам совместной работы и обратной связи, так как, во-первых, они действительно важны, и, во-вторых, взаимное оценивание поможет в достижении объективности, необходимой для эффективной самооценки.

3. Нужно мотивировать учащихся думать о целях работы и оценивать свои успехи на пути к их достижению.

Марцано (Marzano) (1998) выяснил, что учебные задания, которые заставляли учащихся размышлять о своей учебе, оказывали наибольший эффект на их достижения, чем любой другой метод. Если учащиеся честно себя оценивают, они уже не могут видеть себя в роли пассивных получателей знаний и навыков. Они во многих отношениях несут ответственность за собственное обучение, за то, как они воспринимают материал, и за то, насколько они вовлечены в выполнение учебных заданий.

Концентрация на процессе, а не на цели – это одно из условий повышения эффективности самооценки (Schunk и Zimmerman, 1998). Например, учащиеся, которые могут оценить свое умение формулировать гипотезы, делать выводы на основе данных или совмещать новые знания со старыми, скорее извлекут пользу из самооценки, чем учащиеся, которые сконцентрированы лишь на написании хорошего лабораторного отчета.

Ориентация на процесс, размышления о том, «Как я это делаю?» помогают учащимся активно размышлять о различных способах решения задачи (Langer, 1989, стр. 34). Для учащихся, которые привыкли, что их «учат», а не они «учатся», перемены в культуре класса, связанные с тем, что они приобретают контроль над своим обучением, могут оказаться некомфортными. Если для одних контроль над собственным прогрессом в обучении может выступать как мотивирующий фактор, для других такой уровень целеустремленности может оказаться некомфортным. Учителя должны иметь это в виду, когда начинают внедрять систему формирующей самооценки.

Когда этот способ мышления становится неотъемлемой частью повседневной практики, учащиеся больше узнают, у них возрастает внутренняя мотивация, они упорствуют в решении сложных задач и приобретают больше.

Преимущества критериального оценивания, можно выразить через его практическую значимость:

— оценивается только работа учащегося;

— работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;

— оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали;

— учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;

— повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.

Учителя постоянно собирают информацию о том, как учатся их подопечные. Они проверяют тесты и письменные задания, следят за работой в малых группах, наблюдают за учащимися в различных видах деятельности. Эта информация им нужна для разных целей, начиная с бесед с родителями, заканчивая соответствием образовательным стандартам. Кроме того, когда учителя систематически собирают достоверную информацию и эффективно ее используют, они могут помочь учащимся развить свои навыки мышления и обучения. Цель оценивания заключается в том, чтобы предоставить учителям информацию, необходимую для качественного преподавания. Формирующее оценивание можно использовать, чтобы:

Оценить готовность учащихся и их прошлые знания

Поддержать самостоятельность и взаимодействие.

Обеспечить диагностическую обратную связь ученикам и учителям.

Проверять понимание и поощрять метапознание

Демонстрировать понимание и навыки

Мак Милан (McMillan) (2000) указывает на то, что учителя через оценивание, интегрированое в обучение «получают необходимую информацию о том, какие упражнения и задания оказались наиболее эффективными, какой уровень преподавания – оптимальным, и как итоговое оценивание можно использовать для получения диагностической информации».

Перед тем, как начать новый раздел, учитель оценивает потребности учащихся. Учителя учитывают распространенные заблуждения учащихся и области, особенно трудные для их восприятия. Оценки за тесты и вопросы дают им представление об эффективности использованного метода обучения. Такая информация может быть полезной и важной как основание для планирования, но это только начало. Любой учитель знает, что все учащиеся разные и у каждой группы учащихся есть свои сильные стороны и свое лицо. Отличия учащихся также обусловлены тем, кто и как преподавал у них раньше, и уровнем понимания и заинтересованности, которые они демонстрируют в новой теме. Учителя могут получить представление об уровне понимания темы и общем отношении учащихся к предмету через привлечение учащихся к обсуждениям, использованию графических средств и записям в дневниках. Сбор информации об уровне понимания отдельно взятого ученика еще до начала темы помогает учителям оценить потребности учеников и спланировать процесс обучения так, чтобы повысить их мотивацию к учебе и помочь им в этом преуспеть.

В ходе изучения новой темы/раздела, оценивание служит достижению трех разных целей:

• Поощряет самостоятельность и взаимодействие.

• Следит за прогрессом

В конце раздела учащиеся должны показать, что они узнали, а учителя должны выяснить, чему те научились, и какие знания они сохранят для следующего этапа. Такие способы оценивания требуют от учащихся продемонстрировать понимание и владение навыками. Когда учащиеся планируют и выполняют задания, они демонстрируют, насколько хорошо они могут применять знания в реальных ситуациях. Такие задания должны быть хорошо продуманными, чтобы выявлять уровень понимания учащихся и предоставить им возможности продемонстрировать свои знания. Разнообразные виды учебной деятельности, позволяют учащимся продемонстрировать то, что они узнали о предмете, о совместной работе, о собственных процессах обучения.

Родители и учащиеся получают регулярные отзывы об успехах учащихся и о том, над чем им стоит поработать: о внутренней позиции школьника, его эмоционально-положительном отношении к школе, о ориентации на содержательные моменты школьной действительности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Критериальная система оценивания позволяет учащимся:

1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания через сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха через сформированность самоконтроля, включая осознание правильности своих действий направленных на предупреждение или обнаружение уже допущенных ошибок, планирование дальнейших действий, направленных на устранение ошибок и, конечно же, позволяя предупредить психологические перегрузки, повышенную утомляемость;

3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников через сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить через сформированность умения планировать: определять адекватные цели деятельности операции и порядок их выполнения

Родители через внедрение системы оценивания смогут:

1. получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

2. отслеживать прогресс в обучении ребенка;

3. обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;

4. устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;

5. быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

Источник

Моя дача
Adblock
detector