Экзистенциально аксиологические параметры бытия человека в мире

Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.

Проблема человека – фундаментальная проблема философии 20-го вв.; может решаться с помощью разных подходов (вопрос 13);

Экзистенциализм интересуется не сущностью, а существованием. Экзистенциальный опыт личности – это опыт присутствия личности в этом мире. Чтобы зафиксировать этот опыт, нужно ввести целый ряд параметров.

Это аксиологические параметры бытия: Свобода. Ответственность. Выбор. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти. Страх. Коммуникация. Любовь. Надежда. Забота. Счастье. Все то, что задает человеческое присутствие в этом мире.

Например, проблема счастья человека. Как она по-новому решается. Счастье – это наслаждение жизнью (эпикурейство). Счастье – это следование долгу и выполнение этого долга. Мировой процесс – это разнообразие жизни в различных ее формах. Тогда смысл жизни в ней самой. Тогда счастье в наслаждении каждым моментом жизни. В религиозной средневековой Европе Вас бы за это сожгли.

Страх. В обыденном познании страх связан с чувством опасности. В экзистенциализме страх связан с сознанием конечности своего существования. Человек – единственное из существ, кто знает о том, что он обязательно умрет.

Свобода. Человек выясняет закономерности, не отменяет их, но получает возможность их модифицировать. Свободный человек в Новое время – это свободный не от а свободный для. Свобода – это познанная необходимость. По экзистенциализму свобода – это свобода духа, это внутренне качество человека. Таким образом, человек может быть свободен даже сидя в тюрьме. Свобода – это естественная характеристика человека, ее у него не отнять. За этим просматривается мир иррациональный, где человек не может положиться только на разум. Свобода – это то, что человек застает, приходя в этот мир. И он вынужден в этом мире каждый момент выбирать себя.

Экзистенциализм открывает в человеке новые характеристики, новые качества и вводит эти качества в обиход.

Ограниченность такого подхода в соотношение с наукой: констатируем, критикуем, но, не зная типичных черт и общих характеристик, невозможно выстроить программу действий. Проблема в понимании становится центральной в появляющейся отсюда герменевтике, а не только описание.

Источник

Аксиологические параметры бытия Ч в мире. Экзистенциальный опыт личности

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

1) проблема Ч – фундаментальная проблема Ф 20-го вв.;

2) эта проблема может решаться с помощью разн подходов (кратенький экскурс в вопр №13);

3) экзистенциальзм интересуется не сущностью, а сущ-ем. Экзистенциальный опыт личности – это опыт присутствия личности в эт мире. Чтобы зафиксировать этот опыт, нужно ввести цел ряд параметров. Это аксиологические параметры.

Перечисляем параметры.Разн версии экзистенциализма акцентируют внимание на разн параметрах.

Свобода. Ответственность. Выбор. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти. Страх. Коммуникация. Любовь. Надежда. Забота. Счастье. Все то, что задает чел присутствие в эт мире. Напр, проблема счастья Ч. Как она по-новому решается. Счастье – это наслаждение жизнью (эпикурейство). Счастье – это следование долгу и выполнение этого долга. Мир проц – это разнообразие жизни в разл ее формах. Тогда смысл жизни в ней самой. Тогда счастье в наслаждении каждым моментом жизни. В религиозной средневековой Европе Вас бы за это сожгли.

640 1

Свобода. Ч выясняет закономерности, не отменяет их, но получает возм-ть их модифицировать. Свободный Ч в Новое время – это свободный не от а свободный для. Свободный Ч – это тот, кто имеет возм-ть разумно пользоваться знанием необходимого. Свобода – это познанная необходимость. По экзистенциализму свобода – это свобода духа, это внутренне качество Ч. Т. о., Ч может быть офигенно свободен даже сидя в тюрьме. Свобода – это естественная хар-ка Ч, ее у него не отнять. За этим просматривается мир иррациональный, где Ч не может положиться только на разум. Свобода – это то, что Ч застает, приходя в этот мир. И он вынужден в эт мире каждый момент выбирать себя. Экзистенциализм открывает в Че новые характеристики, новые качества и вводит эти качества в обиход. Ограниченность такого подхода в соотношение с наукой: констатируем, критикуем, но, не зная типичных черт и общих характеристик, невозможно выстроить программу действий. Проблема в понимании становится центральной в появляющейся отсюда герменевтике, а не только описание.

Источник

15. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности

В чем смысл жизни человека? Свободен он или не свободен в своих действиях и поступках? Каждый человек самостоятельно решает, как и во имя чего следует жить, коррелируя свой жизненный путь относительно предлагаемых культурой и социумом ценностных ориентаций. Экзистенциальный опыт личности отражает ее пребывание в пограничных ситуациях и описывается с помощью ряда экзистенциальных феноменов, акцентирующих человека в его уникальных свойствах, где основными для самоопределения человека выступают вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, свободе.

Феномен свободы — еще одна сущностная экзистенциальная проекция человеческого бытия. Можно выделить следующие историко-культурные образы свободы:

Фатализм (Восток, античность) чел растворен в космосе, осн законом функционирования которого является судьба

Свобода воли (способность выбора м/у добром и злом)как концепт средневековой философии, сопряженный с догматами о человеке как «образе и подобии».

Свобода как познанная необходимость (Новое время, просвещение), которая связана с идеей человека как cogito, верящего, что «знание — сила», и познание природных законов позволит властвовать над природой. Свобода здесь сопряжена с идеей долга как универсального нравственного закона

Экзистенциальная свобода как свобода выбора (своего Я и своего мира), предполагающая одновременно отрицание расхожих истин («свобода от») и проектирование собственной позиции («свобода для»). Свобода уравновешивается ответственностью за сделанный выбор.

Источник

16. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.

проблема человека – фундаментальная проблема философии 20-го вв.;

эта проблема может решаться с помощью разных подходов (кратенький экскурс в вопрос №13);

экзистенциальзм интересуется не сущностью, а существованием. Экзистенциальный опыт личности – это опыт присутствия личности в этом мире. Чтобы зафиксировать этот опыт, нужно ввести целый ряд параметров. Это аксиологические параметры.

Ну, до 4-го пункта тут все ясно, все говорено ранее.

Разные версии экзистенциализма акцентируют внимание на разных параметрах.

Свобода. Ответственность. Выбор. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти. Страх. Коммуникация. Любовь. Надежда. Забота. Счастье. Все то, что задает человеческое присутствие в этом мире.

Например, проблема счастья человека. Как она по-новому решается. Счастье – это наслаждение жизнью (эпикурейство). Счастье – это следование долгу и выполнение этого долга. Мировой процесс – это разнообразие жизни в различных ее формах. Тогда смысл жизни в ней самой. Тогда счастье в наслаждении каждым моментом жизни. В религиозной средневековой Европе Вас бы за это сожгли.

Страх. В обыденном познании страх связан с чувством опасности. В экзистенциализме страх связан с сознанием конечности своего существования. Человек – единственное из существ, кто знает о том, что он в конце концов обязательно умрет.

Свобода. Человек выясняет закономерности, не отменяет их, но получает возможность их модифицировать. Свободный человек в Новое время – это свободный не от а свободный для. Свободный человек – это тот, кто имеет возможность разумно пользоваться знанием необходимого. Свобода – это познанная необходимость. По экзистенциализму свобода – это свобода духа, это внутренне качество человека. Таким образом, человек может быть офигенно свободен даже сидя в тюрьме. Свобода – это естественная характеристика человека, ее у него не отнять. За этим просматривается мир иррациональный, где человек не может положиться только на разум. Свобода – это то, что человек застает, приходя в этот мир. И он вынужден в этом мире каждый момент выбирать себя.

Экзистенциализм открывает в человеке новые характеристики, новые качества и вводит эти качества в обиход. Ограниченность такого подхода в соотношение с наукой: констатируем, критикуем, но, не зная типичных черт и общих характеристик, невозможно выстроить программу действий. Проблема в понимании становится центральной в появляющейся отсюда герменевтике, а не только описание.

17. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.

Сознание – это многомерный феномен человеческого бытия. Сознание – это все то, что составляет наш внутренний духовный мир и духовную жизнь общества: мысли, чуства, переживания и т.д.

Субстанциональный подход. Сознанию придается самостоятельное значение, способность существовать самостоятельно. У Платона это мир эйдосов, в котором существует человеческая душа. Т.е. сознание – это особая субстанция. А это идеалистический подход. Недостаток – не ставится вопрос о генезисе сознания. А, не зная ничего о происхождении сознания, мы не можем на него повлиять. Достоинство – поскольку проблему генезиса здесь выносят за рамки рассмотрения, можно спокойно анализировать структуру сознания.

Натуралистически функциональная версия. Появилась в Новое время. Сознание как результат или фрагмент естественных природных процессов. Сознание вплетено в природу. Камни тоже мыслят, только не так, как мы. Сознание понимается как особая физиологическая функция мозга, мысль – это выделение мозга. Это вульгарный материализм. Он вообще снимает основной вопрос философии. Достоинство – поставлена психо-физиологическая проблема. Но не рассмотрен социальный аспект сознания и господствовал редукционизм. Но это была первая попытка опереться на данные науки.

Социо-культурный подход. Выявление влияния культуры на сознание. Версия немецкой классики (Кант, Гегель) – в восприятии мира человек предустановлен некими априорными формами чувственности, установками культуры. Введено понятие надъиндивидуального сознания – это сознание, носителем которого выступает общество в целом: религия, мораль, политика, искусство. Маркс и Энгельс рассматривали проблему генезиса и развития сознания. Не признается субстанциональность сознания. Рассматривается, что в жизни общества, прежде всего, в его экономической основе, вызывает к жизни различные формы сознания. Это классика.

Экзистенциально-фенеменологическая традиция. Не противопоставляли субъект и объект. Для них нету мышления о бытии, а есть бытие о мышлении. Вопрос о соотношении сознания и внешнего мира не ставится. Интересует сознание как отношение человека к миру. Две версии.

Психо-аналитическая концепция. Философская герменевтика – сознание воплощено в языке, и ключ к пониманию поэтому в анализе языковых структур.

Классическая психология – сознание состоит из интеллекта, эмоций, воли, внимания и памяти. Принимали во внимание, как разные выделенные фрагменты обеспечивают деятельность. В европейской традиции приоритет отдается интеллекту.

Структуру сознания разрабатывала психоаналитическая концепция. Я (ассоциируется с интеллектом), СверхЯ (культура, носящая репрессивный характер) и Оно (инстинкты человека).

Когнитивный подход. Рождается в современной науке, которая обеспечивает нас возможностью изучения интеллекта. Когнитивная психология. Когнитивная схема. Когнитивная карта – это представление, задающее среду и способы в ней движения, присутствия. Ребенок в колыбели тянется к игрушке – он осваивает пространство, создает когнитивную карту пространства. Сельской бабке в автобусе в большом городе тесно, потому что она привыкла, руки растопырив, ходить. А привычный городской пацан тихонько щемится, хвост поджав, и ему нормально. Потому что привык – когнитивная карта пространства, е-мае. Образование – это внедрение в человека шаблонов восприятия мира или фреймов.

Функции: познавательная, целеполагающая, креативная, регулятивная.

Целеполагание присуще только человеку, потому что есть материал для формирования цели. Цель увидеть и потрогать нельзя. Цель – это идеальная модель будущего. Развитого человека отличает целеполагание и удержание поведения, направленного на достижение цели – воля. Целеполагание может быть осуществлено только с помощью абстрактного мышления, присущего человеку.

Источник

16. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.

проблема человека – фундаментальная проблема философии 20-го вв.;

эта проблема может решаться с помощью разных подходов (кратенький экскурс в вопрос №13);

экзистенциальзм интересуется не сущностью, а существованием. Экзистенциальный опыт личности – это опыт присутствия личности в этом мире. Чтобы зафиксировать этот опыт, нужно ввести целый ряд параметров. Это аксиологические параметры.

Ну, до 4-го пункта тут все ясно, все говорено ранее.

Разные версии экзистенциализма акцентируют внимание на разных параметрах.

Свобода. Ответственность. Выбор. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти. Страх. Коммуникация. Любовь. Надежда. Забота. Счастье. Все то, что задает человеческое присутствие в этом мире.

Например, проблема счастья человека. Как она по-новому решается. Счастье – это наслаждение жизнью (эпикурейство). Счастье – это следование долгу и выполнение этого долга. Мировой процесс – это разнообразие жизни в различных ее формах. Тогда смысл жизни в ней самой. Тогда счастье в наслаждении каждым моментом жизни. В религиозной средневековой Европе Вас бы за это сожгли.

Страх. В обыденном познании страх связан с чувством опасности. В экзистенциализме страх связан с сознанием конечности своего существования. Человек – единственное из существ, кто знает о том, что он в конце концов обязательно умрет.

Свобода. Человек выясняет закономерности, не отменяет их, но получает возможность их модифицировать. Свободный человек в Новое время – это свободный не от а свободный для. Свободный человек – это тот, кто имеет возможность разумно пользоваться знанием необходимого. Свобода – это познанная необходимость. По экзистенциализму свобода – это свобода духа, это внутренне качество человека. Таким образом, человек может быть офигенно свободен даже сидя в тюрьме. Свобода – это естественная характеристика человека, ее у него не отнять. За этим просматривается мир иррациональный, где человек не может положиться только на разум. Свобода – это то, что человек застает, приходя в этот мир. И он вынужден в этом мире каждый момент выбирать себя.

Экзистенциализм открывает в человеке новые характеристики, новые качества и вводит эти качества в обиход. Ограниченность такого подхода в соотношение с наукой: констатируем, критикуем, но, не зная типичных черт и общих характеристик, невозможно выстроить программу действий. Проблема в понимании становится центральной в появляющейся отсюда герменевтике, а не только описание.

17. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.

Сознание – это многомерный феномен человеческого бытия. Сознание – это все то, что составляет наш внутренний духовный мир и духовную жизнь общества: мысли, чуства, переживания и т.д.

Классика. Субстанциональный подход. Сознанию придается самостоятельное значение, способность существовать самостоятельно. У Платона это мир эйдосов, в котором существует человеческая душа. Т.е. сознание – это особая субстанция. А это идеалистический подход. Недостаток – не ставится вопрос о генезисе сознания. А, не зная ничего о происхождении сознания, мы не можем на него повлиять. Достоинство – поскольку проблему генезиса здесь выносят за рамки рассмотрения, можно спокойно анализировать структуру сознания.

Натурал. функциональная версия. Появилась в Новое время. Сознание как результат или фрагмент естественных природных процессов. Сознание вплетено в природу. Камни тоже мыслят, только не так, как мы. Сознание понимается как особая физиологич. функция мозга, мысль – это выделение мозга. Это вульгарный материализм. Он вообще снимает основной вопрос фил-и. Дос-во – поставлена психо-физиологическая проблема. Но не рассмотрен социальный аспект сознания. Это была первая попытка опереться на данные науки.

Социо-культурный подход. Выявление влияния культуры на сознание. Версия немецкой классики (Кант, Гегель) – в восприятии мира человек предустановлен некими априорными формами чувственности, установками культуры. Введено понятие надъиндивидуального сознания – это сознание, носителем которого выступает общество в целом: религия, мораль, политика, искусство. Маркс и Энгельс рассматривали проблему генезиса и развития сознания. Не признается субстанциональность сознания. Рассматривается, что в жизни общества, прежде всего, в его экономической основе, вызывает к жизни различные формы сознания. Это классика.

Экзистенциально-фенеменологическая традиция. Не противопоставляли субъект и объект. Для них нету мышления о бытии, а есть бытие о мышлении. Вопрос о соотношении сознания и внешнего мира не ставится. Интересует сознание как отношение человека к миру. Две версии. Психо-аналитическая концепция. Фил.герменевтика – сознание воплощено в языке, и ключ к пониманию поэтому в анализе языковых структур.

Классическая психология – сознание состоит из интеллекта, эмоций, воли, внимания и памяти. Принимали во внимание, как разные выделенные фрагменты обеспечивают деятельность. В европейской традиции приоритет отдается интеллекту.

Структуру сознания разрабатывала психоаналитическая концепция. Я (ассоциируется с интеллектом), СверхЯ (культура, носящая репрессивный характер) и Оно (инстинкты человека).

Когнитивный подход. Рождается в современной науке, которая обеспечивает нас возможностью изучения интеллекта. Когнитивная психология. Когнитивная карта – это представление, задающее среду и способы в ней движения, присутствия. Ребенок в колыбели тянется к игрушке – он осваивает пространство, создает когнитивную карту пространства. Сельской бабке в автобусе в большом городе тесно, потому что она привыкла, руки растопырив, ходить. А привычный городской пацан тихонько щемится, хвост поджав, и ему нормально. Потому что привык – когнитивная карта пространства. Образование – это внедрение в человека шаблонов восприятия мира или фреймов.

Функции: познавательная, целеполагающая, креативная, регулятивная.

Целеполагание присуще только человеку, потому что есть материал для формирования цели. Цель увидеть и потрогать нельзя. Цель – это идеальная модель будущего. Развитого человека отличает целеполагание и удержание поведения, направленного на достижение цели – воля. Целеполагание может быть осуществлено только с помощью абстрактного мышления, присущего человеку.

Источник

Моя дача
Adblock
detector