полюшко поле история создания песни

История одной песни. Полюшко поле

jpegПолюшко-поле” — одна из первых советских массовых песен, ставшая подлинно народной и, вероятно, навсегда вошедшая в золотой фонд советской музыки. Мелодия песни использована композитором Л. К. Книппером в его третьей симфонии, впервые прозвучавшей более полувека назад, в 1934 году, и также оставившей заметный след в истории развития этого жанра.

Авторы песни — композитор Лев Константинович Книппер (1898—1974) jpegи поэт Виктор Михайлович Гусев (1909—1944). jpeg

Можно сказать, что военная тема была одной из главных в творчестве как композитора, так и поэта, много сил отдавали они организаторской и культурно-шефской работе в войсках. Большая дружба связывала их и с воинами-дальневосточниками, и с моряками-черноморцами. Оба они принимали участие в учебных походах на линкоре «Парижская Коммуна», эсминцах, канонерках, подводных лодках и торпедных катерах.
Особенно памятной для композитора оказалась поездка к краснофлотцам в Севастополь, состоявшаяся летом 1932 года. Лев Константинович был вполне своим в дружной семье моряков, сочинял для них новые песни, которые тут же и подхватывались слушателями, дирижировал отдельными частями своей Третьей симфонии, которую исполняли флотские духовые оркестры, беседовал о музыке.

jpeg“Вот Перекопский вал, — писал он потом в своем дневнике. — Мы с В.Шебалиным стоим в разрушенном блиндаже и смотрим на север, на бесконечные поля. А издали, вместе с маревом знойного таврического полудня, плывет широкая украинская песня. С благодарностью и волнением думали мы о тех бесстрашных бойцах, которые под ураганным огнем, вот с этого вала, шли по открытому полю на штурм последней твердыни бешено огрызающегося старого мира…”

Именно в те дни у композитора зародилась мысль написать к 15-летию комсомола симфоническую «Поэму о бойце-комсомольце» и посвятить ее подвигу одного из героев первых лет революции. Четыре симфонических марша – четыре части будущей симфонии должна была объединить сквозная тема. Роль такой сквозной темы и возлагалась на песню.
“Еще находясь в концепции четырех маршей и уже немного сочинив, — рассказывал композитор, — я никак не мог придумать певучую тему для трио первого походного марша. И вот как-то в самом начале зимы ходил я с друзьями на лыжах. Сделали километров двадцать, промерзли. Вернулись на дачу. Меня усадили за расстроенное пианино «услаждать слух». И вот тут-то как импровизация и родилась эта, ставшая столь популярной, тема-песня вместе с текстом:

Полюшко-поле,
Полюшко, широко поле.
Едут по полю ребята,
Эх, да молодые партизаны.

Было это давно. Не помню реакции моих уставших от лыж друзей. Не помню и того, понял ли я, что нашел «жемчужное зерно». Вероятно, нет. Тогда для меня это был эпизод марша, который будет в духовом оркестре исполнять баритон.

Но пути творчества (боюсь сказать, вдохновения) неисповедимы. Через несколько дней застопорившаяся было работа вдруг сдвинулась. Тема «Полюшка» оказалась моно-образом, объединившим все части».

Когда родилась мелодия, композитор попросил поэта Виктора Гусева сочинить текст песни. Покоренный и вдохновленный этой мелодией, он написал для нее сразу около пятнадцати куплетов. Не дожидаясь окончания работы над симфонией, авторы решили проверить песню на публике. Сокращённый вариант «Полюшка» они предложили певице Вере Духовской.

В феврале 1933 года состоялась премьера песни. Вера Духовская исполнила ее в зале Радиокомитета, находившемся на улице Белинского, в здании Центрального телеграфа, в концерте, посвященном 15-й годовщине Красной Армии. Аккомпанировал певице пианист Михаил Бихтер. Успех песни был необычайным.
Вскоре «Полюшко» включили в свой репертуар Ирма Яунзем, Леонид Утесов и другие певцы и певицы. Ее запели военные хоры и ансамбли. Причем каждый исполнитель трактовал ее по-своему.
Особый успех выпал на долю «Полюшка» во время выступления Краснознаменного ансамбля в Париже в 1937 году. «Весь зал всколыхнуло. А мы, русские, так прямо плакали. А теперь, как соберемся вместе, напеваем “Полюшко”. Ведь вся Россия в этой песне, старая и новая, вся русская слава…» — вспоминал писатель Л. Любимов, живший тогда во Франции.

«Лучшей песней XX века» назвал произведение Книппера известный американский дирижер Л. Стоковский.

Книппер Лев Константинович (1898, Тифлис — 1974, Москва). Видный советский композитор. Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1958) и РСФСР (1968), Народный артист РСФСР (1974). Лауреат 2-х Сталинских премий (1946, 1949). Его музыкальное творчество неоднократно отмечалось премиями, новыми званиями и музыкальными должностями со стороны правительства РСФСР, а затем и СССР.

Как ни странно – в его судьбе соединились несовместимые явления: по своей специальности он был композитором, дирижером и музыкантом, а в своей затененной стороне – был агентом НКВД и советской контрразведки.
Вообще биография советского композитора Льва Константиновича Книппера весьма напоминает остросюжетный роман. Причем, каких либо особых напряжений с его личной стороны для этого и не происходило. Просто так шла его жизнь. Так эта жизнь привлекала его к различным ее сторонам и не требовала особых усилий для их исполнения. С малых лет Лева Книппер был причастен к жизни культурной элиты России. Его тетя, О. Л. Книппер-Чехова, была знаменитой Народной артисткой СССР и женой великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Так получилось, что своих детей от этого брака не было и, тетя Оля заботилась о племяннике, как о родном сыне. Благодаря этому юноша, получил отличное музыкальное образование. Более того – активное окружение писательской и музыкальной элиты, которое постоянно влияло на просвещение маленького Левы, играло свою положительную роль в его просвещении.

В силу своего обаяния, броской артистической внешности, высокой культуре образования и поведения, Лев Книппер стал вести успешную агентурную работу. Он завербовал даже собственную сестру, Ольгу Константиновну Чехову (да-да, ту самую!), которая, живя в Германии, сумела стать кинозвездой европейского уровня.

Пришло время, и Лев Книппер сам серьёзно увлекся альпинизмом.

jpeg

1948 год. Л.К.Книппер на репетиции оркестра у дирижерского пульта.

Большой мастер советской музыки, достойный соратник крупнейших советских композиторов, Лев Книппер создал 20 симфоний и более 500 различных музыкальных произведений. В 1949 году Л.К. Книппер был повторно удостоен Сталинской премии. В этот день друзья альпинисты поздравляли его в альплагере «Рот-Фронт», которым он посвятил «Песнь альпинистов». Умер 30 июля 1974 года в Москве.jpeg

Несколько слов о поэте. Гусев Виктор Михайлович (1909 – 1944) – русский советский поэт, переводчик, драматург, журналист, автор популярных песен.

Полюшко, поле,
Полюшко, широко поле!
Едут по полю герои!
Эх, да Красной Армии герои.

Девушки плачут,
Девушкам сегодня грустно,
Милый надолго уехал,
Эх, да милый в армию уехал.

Девушки, гляньте,
Гляньте на дорогу нашу,
Вьется дальняя дорога,
Эх, да развеселая дорога.

Едем мы, едем,
Едем — а кругом колхозы,
Наши, девушки, колхозы,
Эх, да молодые наши села.

Только мы видим,
Видим мы седую тучу,
Вражья злоба из-за леса,
Эх, да вражья злоба, словно туча.

Девушки, гляньте,
Мы врага принять готовы.
Наши кони быстроноги,
Эх, да наши танки быстроходны.

В небе за тучей
Грозные следят пилоты.
Быстро плавают подлодки.
Эх, да корабли стоят в дозоре.

Пусть же в колхозе
Дружная кипит работа,
Мы — дозорные сегодня,
Эх, да мы сегодня часовые.

Полюшко, поле,
Полюшко, зелено поле!
Едут по полю герои,
Эх, да Красной Армии герои!

Песня Полюшко-поле в исполнение ансамбля Александрова


Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«ПОЛЮШКО ПОЛЕ» ИСТОРИЯ ПЕСНИ

136739654 original

Полюшко-поле” — одна из первых советских массовых песен, ставшая подлинно народной и, вероятно, навсегда вошедшая в золотой фонд советской музыки. Мелодия песни использована композитором Л. К. Книппером в его третьей симфонии, впервые прозвучавшей более полувека назад, в 1934 году, и также оставившей заметный след в истории развития этого жанра.

original

композитор Лев Константинович Книппер

original

поэт Виктор Михайлович Гусев

Можно сказать, что военная тема была одной из главных в творчестве как композитора, так и поэта, много сил отдавали они организаторской и культурно-шефской работе в войсках. Большая дружба связывала их и с воинами-дальневосточниками, и с моряками-черноморцами. Оба они принимали участие в учебных походах на линкоре «Парижская Коммуна», эсминцах, канонерках, подводных лодках и торпедных катерах.
Особенно памятной для композитора оказалась поездка к краснофлотцам в Севастополь, состоявшаяся летом 1932 года. Лев Константинович был вполне своим в дружной семье моряков, сочинял для них новые песни, которые тут же и подхватывались слушателями, дирижировал отдельными частями своей Третьей симфонии, которую исполняли флотские духовые оркестры, беседовал о музыке.
Во время пребывания в Севастополе Книппер занимался организацией краснофлотского симфонического оркестра, работал с самодеятельными хорами на крейсерах и базах различных соединений, сочинял песни… В часы отдыха он ездил по окрестностям, посетил Сиваш, Перекоп, места тяжелых боев 1920 года, встречался с их участниками и слушал рассказы о минувших сражениях.

original

“Вот Перекопский вал, — писал он потом в своем дневнике. — Мы с В.Шебалиным стоим в разрушенном блиндаже и смотрим на север, на бесконечные поля. А издали, вместе с маревом знойного таврического полудня, плывет широкая украинская песня. С благодарностью и волнением думали мы о тех бесстрашных бойцах, которые под ураганным огнем, вот с этого вала, шли по открытому полю на штурм последней твердыни бешено огрызающегося старого мира…”

Именно в те дни у композитора зародилась мысль написать к 15-летию комсомола симфоническую «Поэму о бойце-комсомольце» и посвятить ее подвигу одного из героев первых лет революции. Четыре симфонических марша – четыре части будущей симфонии должна была объединить сквозная тема. Роль такой сквозной темы и возлагалась на песню.
“Еще находясь в концепции четырех маршей и уже немного сочинив, — рассказывал композитор, — я никак не мог придумать певучую тему для трио первого походного марша. И вот как-то в самом начале зимы ходил я с друзьями на лыжах. Сделали километров двадцать, промерзли. Вернулись на дачу. Меня усадили за расстроенное пианино «услаждать слух». И вот тут-то как импровизация и родилась эта, ставшая столь популярной, тема-песня вместе с текстом:

Полюшко-поле,
Полюшко, широко поле.
Едут по полю ребята,
Эх, да молодые партизаны.

Было это давно. Не помню реакции моих уставших от лыж друзей. Не помню и того, понял ли я, что нашел «жемчужное зерно». Вероятно, нет. Тогда для меня это был эпизод марша, который будет в духовом оркестре исполнять баритон.

Но пути творчества (боюсь сказать, вдохновения) неисповедимы. Через несколько дней застопорившаяся было работа вдруг сдвинулась. Тема «Полюшка» оказалась моно-образом, объединившим все части».

Когда родилась мелодия, композитор попросил поэта Виктора Гусева сочинить текст песни. Покоренный и вдохновленный этой мелодией, он написал для нее сразу около пятнадцати куплетов. Не дожидаясь окончания работы над симфонией, авторы решили проверить песню на публике. Сокращённый вариант «Полюшка» они предложили певице Вере Духовской.

В феврале 1933 года состоялась премьера песни. Вера Духовская исполнила ее в зале Радиокомитета, находившемся на улице Белинского, в здании Центрального телеграфа, в концерте, посвященном 15-й годовщине Красной Армии. Аккомпанировал певице пианист Михаил Бихтер. Успех песни был необычайным.
Вскоре «Полюшко» включили в свой репертуар Ирма Яунзем, Леонид Утесов и другие певцы и певицы. Ее запели военные хоры и ансамбли. Причем каждый исполнитель трактовал ее по-своему.
Особый успех выпал на долю «Полюшка» во время выступления Краснознаменного ансамбля в Париже в 1937 году. «Весь зал всколыхнуло. А мы, русские, так прямо плакали. А теперь, как соберемся вместе, напеваем “Полюшко”. Ведь вся Россия в этой песне, старая и новая, вся русская слава…» — вспоминал писатель Л. Любимов, живший тогда во Франции.

«Лучшей песней XX века» назвал произведение Книппера известный американский дирижер Л. Стоковский.

Книппер Лев Константинович (1898, Тифлис — 1974, Москва). Видный советский композитор. Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1958) и РСФСР (1968), Народный артист РСФСР (1974). Лауреат 2-х Сталинских премий (1946, 1949). Его музыкальное творчество неоднократно отмечалось премиями, новыми званиями и музыкальными должностями со стороны правительства РСФСР, а затем и СССР.

Как ни странно – в его судьбе соединились несовместимые явления: по своей специальности он был композитором, дирижером и музыкантом, а в своей затененной стороне – был агентом НКВД и советской контрразведки.
Вообще биография советского композитора Льва Константиновича Книппера весьма напоминает остросюжетный роман. Причем, каких либо особых напряжений с его личной стороны для этого и не происходило. Просто так шла его жизнь. Так эта жизнь привлекала его к различным ее сторонам и не требовала особых усилий для их исполнения. С малых лет Лева Книппер был причастен к жизни культурной элиты России. Его тетя, О. Л. Книппер-Чехова, была знаменитой Народной артисткой СССР и женой великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Так получилось, что своих детей от этого брака не было и, тетя Оля заботилась о племяннике, как о родном сыне. Благодаря этому юноша, получил отличное музыкальное образование. Более того – активное окружение писательской и музыкальной элиты, которое постоянно влияло на просвещение маленького Левы, играло свою положительную роль в его просвещении.

В силу своего обаяния, броской артистической внешности, высокой культуре образования и поведения, Лев Книппер стал вести успешную агентурную работу. Он завербовал даже собственную сестру, Ольгу Константиновну Чехову (да-да, ту самую!), которая, живя в Германии, сумела стать кинозвездой европейского уровня.

Пришло время, и Лев Книппер сам серьёзно увлекся альпинизмом.

original

1948 год. Л.К.Книппер на репетиции оркестра у дирижерского пульта.

Большой мастер советской музыки, достойный соратник крупнейших советских композиторов, Лев Книппер создал 20 симфоний и более 500 различных музыкальных произведений. В 1949 году Л.К. Книппер был повторно удостоен Сталинской премии. В этот день друзья альпинисты поздравляли его в альплагере «Рот-Фронт», которым он посвятил «Песнь альпинистов». Умер 30 июля 1974 года в Москве.

original

Несколько слов о поэте. Гусев Виктор Михайлович (1909 – 1944) – русский советский поэт, переводчик, драматург, журналист, автор популярных песен.

С конца июня 1941 г. Гусев — начальник литературного отдела Всесоюзного радиокомитета (еще в 1930-е гг. по свидетельству очевидцев, Гусев стал истинным мастером радиорепортажа и радиодраматургии), он писал репортажи о войне, новые патриотические стихи и пьесы, занимался переводами произведений поэтов советских республик – Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и прочих. В 1943 г. он написал киносценарий к фильму«В шесть часов вечера после войны». Еще за два года до Победы он верил в великую силу советского народа. К сожалению, до окончания войны Виктор Михайлович не дожил – он скончался в январе 1944 г. во время ужина в московском Доме актера с композитором Т.Хренниковым. У него случился гипертонический криз, и поэт в возрасте 34 лет скончался прямо за обеденным столом. В 1946 г. за работу над фильмом «В шесть часов вечера после войны» original

original

original

На торжественном открытии в Лондоне в 1945 году Всемирной конференции молодежи «Полюшко» пели шесть тысяч юношей и девушек, собравшихся со всей планеты.

Полюшко, поле,
Полюшко, широко поле!
Едут по полю герои!
Эх, да Красной Армии герои.

Девушки плачут,
Девушкам сегодня грустно,
Милый надолго уехал,
Эх, да милый в армию уехал.

Девушки, гляньте,
Гляньте на дорогу нашу,
Вьется дальняя дорога,
Эх, да развеселая дорога.

Едем мы, едем,
Едем — а кругом колхозы,
Наши, девушки, колхозы,
Эх, да молодые наши села.

Только мы видим,
Видим мы седую тучу,
Вражья злоба из-за леса,
Эх, да вражья злоба, словно туча.

Девушки, гляньте,
Мы врага принять готовы.
Наши кони быстроноги,
Эх, да наши танки быстроходны.

В небе за тучей
Грозные следят пилоты.
Быстро плавают подлодки.
Эх, да корабли стоят в дозоре.

Пусть же в колхозе
Дружная кипит работа,
Мы — дозорные сегодня,
Эх, да мы сегодня часовые.

Полюшко, поле,
Полюшко, зелено поле!
Едут по полю герои,
Эх, да Красной Армии герои!

Песня Полюшко-поле в исполнение ансамбля Александрова

Народных хор полиции Китая

Альфа и омега (1967) Полюшко-поле

Ленинградские ковбои (Полюшко-поле)

Хор «Лига» занял первое место на «Битве хоров».

KAZAK ATLILARI » Polyushka Polye Plaine Ma Plaine «

полюшко поле (на арабском)

Polyushka Polye (Ahmet Koç)

Origa Field (Polyushka Polye)


Fransis Goyya Cossack Patrol



Полюшко-поле в разнообразных оранжировках


Источник

История возникновения песни «Полюшко, поле…»

Вечерняя Москва

700 603f743682682c29a13b5328

Высший почет для композитора — когда придуманная тобой песня «уходит в народ». Но история песни «Полюшко», в которой воплощен народный плач о России прежней и советской, с соcтраданием к обеим, все же особенная.

. У Ольги Книппер-Чеховой не было детей, и она обожала племянника — подающего большие надежды в музыке Льва Книппера. Но когда «рванула» революция, он ушел за Корниловым. Он был с его армией до конца.

Георгиевский крест на груди и незапятнанная честь — увы, это все, что осталось у него, когда он оказался на чужбине вместе с такими же «осколками разбитого вдребезги». Однако со временем взгляды его трансформировались. Он болезненно воспринял отступничество бывших союзников, англичан и немцев, разочаровался в этой «дружбе» и в итоге в 1922 году вернулся на ставшую советской родину, где через пару лет был завербован НКВД. Книппер должен был наладить контакты с нашей эмиграцией в Германии, с чем он блестяще справился, умудрившись завербовать даже родную сестру Ольгу (Чехову) — ту самую знаменитую актрису, которой потом восхищался Гитлер и которая передала в СССР огромное количество ценных разведданных. Но все это было «за кадром».

doc6zq3g2vjiiuj34tlljw 800 480

Автор слов «Полюшка» поэт Виктор Гусев

На поверхности лежало другое: талантливый композитор принимал активное участие в общественной жизни и даже шефствовал над моряками-черноморцами. В 1932 году ему было поручено создание на флоте профессиональных военных оркестров. Он отправился в Севастополь, а в свободное время ездил по Крыму. Заехал и на Перекоп. Стоя на Перекопском валу, он вспоминал свое прошлое и бои 1920-х, и будто видел, как по полю, что лежало перед разрушенным блиндажом, поднимаются на штурм под непрерывным огнем тени погибших бойцов.

Как раз в это время Книппер обдумывал симфонию к 15-летию комсомола. Она должна была состоять из четырех частей, связанных общей темой. Но темы не было. Она пришла к нему неожиданно, на даче у друзей, когда он подсел к расстроенному пианино, перебирая капризные клавиши. Все вдруг «сложилось». Пришли и слова:

Полюшко, широко поле.

Едут по полю ребята,

Эх, да молодые партизаны.

Теперь работа над симфонией пошла по-новому. Поэт Виктор Гусев мигом написал к песне 15 куплетов. Соавторы решили ее «протестировать» до выхода симфонии и предложили ее спеть певице Вере Духовской. Успех был феерическим. Вскоре ее пели уже и военные хоры, и Утесов. В 1937 году песне рукоплескал Париж. Эмигранты слышали в ней свое, красные — свое. На ура приняли и симфонию. Даже музыканты оркестра решили, что «Полюшко» — это фольклор.

doc6zq3gc3ugzk19h3ksljw 800 480

Поставим точку в истории песни, но не в истории Льва Книппера.

В 1941 году угроза захвата Москвы немцами была велика, и по приказу Сталина были созданы три независимые сети разведки. Одной из них, по воспоминаниям главы разведки Павла Судоплатова, поручалось уничтожение Гитлера и его окружения в случае падения города. Подобраться к фюреру вплотную мог лишь тот, кто якобы симпатизировал немцам. Кандидатура Книппера была идеальной: его могла представить Гитлеру сестра — Ольга Чехова!

В условиях конспирации в квартире Книппера на Гоголевском бульваре складировали боеприпасы. Лев Константинович должен был погибнуть, взорвав фюрера. Но немцы Москву не взяли. И потом Книппер выполнял другие поручения разведки, серьезно занимался альпинизмом, оставаясь верным музыке. Он написал более двадцати симфоний и пятьсот других произведений! Не стало Льва Книппера 30 июля 1974 года, в 76 лет.

Источник

Моя дача
Adblock
detector