Щечный ротацизм как исправить

Ротацизм и методы его устранения

6cf4f1999453ee6bc1ff9808c82c7998 Михаил Баютин
Ротацизм и методы его устранения

Предлагаю вашему вниманию сообщение «Ротацизм и методы его устранения».

План

1. Определение недостатков произношения звука «р»

2. Виды ротацизма и параротацизма.

3. Описание правильной артикуляции звука «р».

4. Методы устранения ротацизма.

5. Дифференциация звуков «р» «р’»

Среди недостатков речи, при которых страдает произношение отдельных звуков, звуковых сочетаний, наиболее часто встречаются дефекты звука «р». Недостатки произношения звука «р» «р’» называются ротацизмом. Замена звуков другими согласными звуками русского алфавита – параротацизмом. Приведем наиболее часто встречающиеся разновидности этих недостатков.

Ротацизм.

2. Звук «р» произносится картаво – это велярное «р», при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель. Проходя через щель, выдыхаемый воздух вызывает беспорядочную вибрацию мягкого неба, в результате этого происходит шум, который сообщает фонеме «р» специфическое звучание. Другая форма картавости (увулярная «р») происходит вследствие вибрации маленького язычка в углублении корня языка.

3. Звук «р» произносится не кончиком языка, а боковым краем (боковой ротацизм). Вместо «р» слышится звук состоящий из быстрого сочетания звуков «р» и «ль» (“ рль”) (сарай – “саляй”).

4. Звук «р» произносится как кучерское «прр» (вибрируют крепко сомкнутые губы).

5. Звук «р» произносится гнусаво как (“нг”, корень языка образует смычку с мягким небом и выдох происходит через нос.

Параротацизм.

1. Звук «р» заменяется звуком «в», который произносится обеими губами без вибрации (рука – “вука”, паровоз – “павовоз”).

5. Звук «р» заменяется звуком «г» (рука –“ гука”, паровоз –“ паговоз”)

6. Звук «р» заменяется звуком «й» или «ль» (рука –“ йука” или “люка”).

Описание правильной артикуляции звука «р».

Звук «р» (сонорный, вибрант) принадлежит группе переднеязычных и произносится при следующем положении частей артикуляционного аппарата: губы находятся в положении, свойственному им при произношении гласного, который следует за согласным; кончик языка в форме ‘чашечки’ поднят и вибрирует у альвеол (при твердом «р») или у щели верхних резцов (при смягченном «р’») корневая часть языка опущена, голосовые связки сомкнуты и вибрируют; небная занавеска поднята и, преграждает воздуху выход через нос, напряжение выдыхаемой струи воздуха сильные.

Методы устранения ротацизма.

Сложность артикуляционного уклада звука «р» и соответствующие многообразие дефектов его произношения породили различные методы по устранению различных видов ротацизма. Последовательность методов постановки звука «р» включает упражнения на поднятие языка, в форме “чашечки” с выдвиганием кончика языка к верху и на выработку вибрации кончика языка. Подготовительными упражнениями для языка являются:

1. Научить ребенка щелкать языком.

2. Присасывать язычок к твердому небу.

3. Удерживать язычок в положении “лопаточки” и “чашечки”

4. Переводить язычок из положения “лопаточки” в положение “чашечки” и наоборот.

5. Поглаживать твердое небо языком, постукивать кончиком языка верхние альвеолы.

6. Складывать язык в “трубочку”.

7. Упражнения – «болтушка» и «кормушка»

Все эти упражнения способствуют вызыванию звука «р». Звук «р» может ставиться по подражанию, но чаще всего звук «р» вызывают смешанным путем – по подражанию и механически.

Предложить ребенку поднять кончик языка за верхние резцы к альвеолам и длительно произносить звук «з». Шпателем, подложенным под кончик языка производить частые колебания, от чего получается рокот, характерный для произношения звука «р». Этот механический способ дает возможность ребенку ощутить вибрацию языка и в дальнейшем воспроизводить самостоятельно.

Звук «р», образованный механическим способом, соединяется с гласными в открытых и закрытых слогах, звуковых сочетаниях, словах, постепенно вводится в речь ребенка. Чтобы ребенок понял как получается смягченный звук «р’», следует показать ему, что этот звук приобретает мягкость в результате приближения кончика языка к верхним резцам вместо альвеол.

Одновременно с упражнениями по постановке звуков необходимо проводить упражнения по различению данной фонемы на слух: научить ребенка услышать звук в ряду других звуков, услышать слог в ряду других слогов, наличие звука в слове; слышать и отличать правильные и неправильные произношения. Необходимо вырабатывать у ребенка правильно различать звучание этой фонемы до того, как он научится самостоятельно произносить этот звук.

Дифференциация звука «р» и «р’».

Литература.

1. Филичева Т. Б., Чевилева Н. А, Чиркина Г. В. «Основы логопедии» М. Просвещение 1989г.

2. Правдина О. В «Логопедия» М. 1969г.

3. Рау Ф. Ф. «Приемы исправления недостатков произношения фонем», «Основы теории и практики логопедии» Под редакцией Левиной Р. Е. М. 1968г.

4. Синяк В. А, Рау Е. Ф «Логопедия» М. 1970г.

Инновационные методы работы с родителями в ДОУ Подготовила Шапочанская Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детского сада №37 г. Новочеркасска В современном обществе постепенно устанавливается.

Формы и методы работы воспитателя ДОУ Провожу ежегодные, а так же промежуточные мониторинги, на основании которых стараюсь совершенствовать методы и формы организации учебного.

Формы и методы взаимодействия ДОО с семьей Формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями Цель: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых.

Инновационные методы обучения в ДОУ Ребенок-сама природа. Я имею дело с самым величайшим чудом Вселенной самой природой, самой сутью того, что вокруг меня. Ребенок – это начало.

Методы Альтернативной коммуникации Использование методов «Альтернативной коммуникации» на уроке «Альтернативное чтение» по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой.

Методы музыкального воспитания дошкольников В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой.

Методы проектов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Солнышко» ТЕМА: «Методы проектной деятельности.

Методы работы с неблагополучными семьями Проблема: Педагогическая безграмотность родителей Действия ДОУ: наблюдение и консультации воспитателя, психолога, координатора по работе.

Методы работы в ДОУ Актуальные задачи: • выявить уровень педагогического опыта каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и.

Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.

Источник

Звук [Р] считается одним из самых сложных и появляется в речи ребенка к 4-5 годам. К сожалению, часто встречаются проблемы с его произношением, причем они сохраняются вплоть до взрослой жизни, если не была оказана соответствующая помощь логопеда.

Картавость – это неправильное произношение твердого и мягкого звука [Р], которое не соответствует фонетическим нормам русского языка. Этот термин можно назвать повсеместно использующимся, но у этого дефекта есть и научное название – ротацизм.

Нормальное произношение звука [Р]

При произношении звука [Р], рот раскрыт, зубы сомкнуты. Язык широкий в форме «ложечки». При произношении он поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Под напором выдыхаемой струи воздуха кончик языка дрожит. Если мышцы артикуляционного аппарата плохо развиты, либо ребенок не может с достаточно силой выдыхать струю воздуха (либо есть совокупность этих проблем), то у ребенка развивается картавость.

7179510458351255d92c86bde67a5cd7

Основные виды ротацизма

Картавость может по-разному проявляться, в связи, с чем можно выделить несколько основных групп этого дефекта:

5f0db606f2ab3673b04d19c4eae590a8

При этом возможны различные варианты искажения данных звуков. Чаще всего выделяют следующие виды ротацизма:

Причины картавости

Картавость может возникать из-за различных причин:

Ротацизм возникает при простой дислалии, когда наблюдается неверное произношение одного звука. Часто ротацизм входит в состав сложной дислалии, т.е. при полиморфном нарушении звукопроизношения. Ротацизм также может быть одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

7cea7f52dec61f5096b979b9398042cf

Какие методы диагностики существуют

Картавость диагностируется в ходе оценки речевого статуса ребенка. Специалист собирает анамнез, после чего проводятся следующие исследования:

В некоторых случаях также может понадобиться дополнительное обследование у ортодонта, либо неврологическая диагностика.

Можно ли и как избавиться от картавости

Родителям важно следить за тем, как именно разговаривает их ребенок. Звук Р считается одним из самых сложных при постановке, поэтому если он не выговаривается до 4,5 лет, то это можно считать физиологической нормой.

Но здесь есть одно очень важное уточнение: если у ребенка есть и другие проблемы со звукопроизношением, либо [Р] он произносит картаво, то велика вероятность того, что у него останется дефектное произношение, если не обратиться за логопедической помощью. Если ребенок уже картавит, то начинать занятия надо в возрасте 4,5-5 лет – это наиболее благоприятный период, потому что психика детей пластична, и они могут избавиться от своих проблем к началу учебного периода.

Чтобы избавиться от картавости, необходима комплексная работа логопеда. Проводится артикуляционная гимнастика, основной задачей которой является выработка верхнего подъема языка, активизация кончика языка, вызов вибрации языка, а также растяжение подъязычной связки.

d48d8cb24679084595b55c5e9df0f76c

Для этого проводятся следующие упражнения:

0584a644948a458954ebe9df7b4f8e50

Постановка звука

После артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, можно переходить к постановке звука. Это один из методов комплексной работы, который позволяет убрать картавость у ребенка.

Постановка возможна следующими способами:

Автоматизация

Автоматизация звука проводится постепенно, начиная от простого к сложному. Сначала проводится закрепление в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем происходит отработка в словосочетаниях, предложениях и в чистоговорках.

Обязательно используются скороговорки со звуком Р:

«Рос в реке ершонок,

Рос, рос, стал ершом,

«Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

«Жили-были раки, раки-забияки.

Жили раки шумно, затевали драки»

Заключение

Исправление картавости может занимать разный промежуток времени, в зависимости от причины нарушения, функциональных возможностей самого ребенка, а также других причин. Если нет нарушения тонуса мышц, то исправить дефект можно за 10-30 занятий.

Все зависит от регулярности проведения занятий, а также заинтересованности родителей в исправлении ротацизма у своего ребенка. От того, насколько вовремя они обратятся за помощью логопеда, зависит эффективность проводимой коррекции.

Источник

Методика логопедической работы при ротацизме и пароротацизме. Программа коррекции нарушений произношения звука Р.

Методика логопедической работы при ротацизме и пароротацизме. Программа коррекции нарушений произношения звука Р.

Характеристика звука «Р»

Звук [Р] по праву считается одним из самых сложных по артикуляции звуков русского языка, усвоение которого доступно при достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата.

Парного ему глухого звука в русском языке нет, парный по мягкости звук «Р'».

Характеристика звука «Р»: согласный, дрожащий, переднеязычный, сонорный, звонкий, твердый.
Парного ему глухого звука в русском языке нет, парный по мягкости звук «Р'».

При произнесении звука Р в норме органы речи принимают следующее положение:

Недостатки произношения звуков р и(искажения — ротацизм, замены — параротацизм).

Существует две разновидности дефекта фонем ри р’: ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена).

Разновидности ротацизма.

Фоне­ма рможет быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного. Часто фонема рвыступает в виде горлового дрожащего звука.

Нарушение твердого р бывает велярноеили увулярное.При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса. При увулярном р вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.

Сложным и трудно поддающимся исправлению является боковое артикулирование р (боковой ротацизм). Вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке л, в результате произносится звук, в котором как бы сливаются р и л.

При щечном произношении р щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

Несколько реже встречается одноударное р, при котором отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке; его иногда называют проторным.

Еще реже встречается кучерское р, когда вибрируют сближенные губы.

Среди параротацизмов встречаются замены звука р парным мягким р, а также л, / (йот), г, д и др.

Мягкий р может нарушаться так же, как и твердый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твердый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.

Вместо рпорой встреча­ется носовой звук G,как английское или немецкое ng,например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при ко­тором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выды­хаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боко­вым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

Постановка звука «Р» проходит в несколько этапов.

Подготовительный этап.

Упражнения:
Цель: для распластывания языка. «Накажем непослушный язычок», «Месим тесто», «Кто сильнее?».
Цель: удержать язык в распластанном виде. «Лопатка», «Блинчик».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. «Чистим зубки», «Красим потолок».
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. «Барабанщики».

Дыхательная гимнастика.

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Формируем направленную воздушную струю на кончик языка.
Упражнения: дуем в трубочку, кладем язык на нижнюю губу и дуем на кончик языка, упражнение «Фокус».
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

Дополнительные способы

1 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [Р]: Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

4 способ постановки звука [Р]: Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др).

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.

После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

5 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

6 способ постановки звука [Р]: При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх. Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

7 способ постановки звука [Р]: В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

8 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

9 способ постановки звука [Р]: Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

10 способ постановки звука [Р]: Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

11 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

12 способ постановки звука [Р]: Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

13 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

Игры-упражнения для вызывания звука [р].

Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку)

И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее).

Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

Этап автоматизации.

Автоматизация звука Р в слогах:
Повтори слоги, четко проговаривая звук Р
р-р-р — а ра — ра — ра ры — ры — ры
р-р-р — о ро — ро — ро рэ — рэ — рэ
р-р-р — у ру — ру — ру
Автоматизация звука Р в закрытых слогах.

Повтори слоги, четко проговаривая звук Р
а — р-р-р ар — ар — ар ур — ур — ур
о — р-р-р ер — ер — ер ыр — ыр — ыр
ы — р-р-р ир — ир — ир эр — эр — эр
ор — ор — ор
Автоматизация звука Р в интервокальной позиции.

Повтори слоги, четко проговаривая звук Р
ара — ара — ара уру — уру — уру
оро — оро — оро ыры — ыры — ыры
Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных.

Повтори слоги, четко проговаривая звук Р.
вра — вро — вру — вры кра — кро — кру — кры
гра — гро — гру — гры ера — сро — еру — еры
дра — дро — дру — дры тра — тро — тру — тры
зра — зро — зру — зры фра — фро — фру — фры

Автоматизация Р в словах:

Подбираем картинки со словами, чтоб звук Р был в начале слова, в середине и в конце слова. Ребенок их называет.
Ра – ударный слог, начало слова

Раб, рак, радио, радость, радуга, рама, ралли, рана, рамка, раковина, ранец.
Ра– безударный слог, начало слова

Работа, равнина, ракета, район, рабочий, ракушка, ракетка, расческа, растение, разведчик, радист, разбойник, растяпа, расставание, родник, родители, рожок, рождение.

Ра – ударный слог, середина слова

Гора, дыра, кора, жара, нора, вчера, мошкара, детвора, баран, гараж, парад, жираф, карась, пират, куранты, баранка, операция, собирать.

Ра – безударный слог, середина слова

Фара, мера, сера, вера, ссора, штора, сфера, шпора, опера, пантера, шушера, пещера, гагара, кикимора, сатира, фанера, гитара, холера, камера, химера, амфора, контора, сигара, микстура, мираж, каратэ, барабан, муравей, карамель, караул, пирамида, ураган, караван, таракан, сарафан, карапуз, парашют, карандаш, карантин, царапина, карабас-барабас.

Ро – ударный слог, начало слова

Рот, рой, ров, роль, рожь, рост, ромб, робость, роза, робот, рокот, рота, рожки, роща, розыск, розга, ролик, роскошь, родинка, родина, ровный, розовый.
Ро –ударный слог, середина слова

Перо, бюро, сорока, ворона, корова, дорога, корона, ворота, папироса, смородина, мороженое, зародыш, урок, пирог, герой, сурок, мороз, барон, сироп, народ, огород, паром, носорог, оборот, наоборот, поворот, воронка, коробка, коронка, пирожное, кувырок, воровка, сноровка, шнуровка, лакировка, дозировка, газировка, стажировка, командировка, маскировка, планировка, татуировка, инсценировка.

Ры– ударный слог, начало слова

Рысь, рыба, рынок, рыжик, рыцарь, рыльце, рытвина, рыть, рыться.

Ры– безударный слог, начало слова.

Рыбак, рысак, рывок, рыдание, рыхление, рычание.

Ры – ударный слог, середина слова

Нарыв, порыв, корыто, кочерыжка, комары.
Ры – безударный слог, середина слова

Пары, горы, норы, чары, узоры, сборы, шпоры, выборы, манеры, мемуары, перышко.
Ру – ударный слог, начало слова

Руль, рубль, руки, ручка, румба, русло, рукопись.

Ру – безударный слог, начало слова

Ру– ударный слог, середина слова

Ру – безударный слог, середина слова

Папирус, карусель, поручение, выручать.

Ар-яр – ударный слог

Маляр, школяр, столяр, гусляр, футляр, окуляр, юбиляр, капилляр, экземпляр.
Арка, марка, заварка, хибарка, дикарка, кухарка, байдарка, кофеварка, свинарка, санитарка, овчарка, сварка.

Ар-яр – безударный слог

Повар, сахар, автор, доллар, авиатор, экскаватор, комментатор.
Арба, арбуз, армяк, орда, армия, арбалет, арфист, организм, орнамент, аргумент, археология.

Барсук, барбос, борзая, карман, картон, картуз, карниз, корсаж, коржи, картина, корзина, картошка, карбонад, гармонь, горностай, георгин, горбинка, партизан, портфель, портной, морской, моргать, морфема, нарзан, спартанец, фортуна, форпост, наркоз, чехарда.

Ор-ер – ударный слог

Сор, мор, бор, хор, вор, хлор, вздор, двор, сбор, узор, забор, собор, бугор, мотор, набор, топор, бугор, упор, засор, задор, мажор, дозор, позор, мажор, минор, юниор, майор, танцор, затвор, косогор, мухомор, помидор, командор, светофор, семафор, мельхиор, матадор.

Орден, орган, корпус, коршун, поршень, морфий.

Норка, порка, горка, корка, оборка, уборка, сборка, поговорка, оговорка, отговорка, подкорка, конторка, касторка, махорка.

Ерш.
Бобер, позер, ликер, ковер, шофер, шатер, сапер, билетер, полотер, монтер, вахтер, костер, боксер, дублер, суфлер, жонглер, лифтер, волонтер,

мушкетер, каскадер, фантазер, паникер, дергать, твердый.

Терка, пятерка, четверка, семерка, шестерка, восьмерка, галерка, гимнастерка.
Ур-юр – ударный слог

Бур, тур, шнур, ажур, лемур, абажур, сумбур, каламбур, помпадур, бедокур, шампур, штукатур.

Мазурка, тужурка, шкурка, мензурка, штукатурка.

Велюр, аллюр, гипюр, маникюр, педикюр.

Ур-юр – безударный слог

Тамбур, контур, турне, пурга, дурман, турбина.

Ир- ыр – ударный слог

Жир, пир, мир, эфир, инжир, зефир, кефир, кумир, кассир, факир, пассажир, ювелир, сувенир, конвоир, дебошир, сапфир, банкир, мундир, эликсир, буксир.

Сыр. Дырка, бескозырка.

Ер-эр – ударный слог

Сквер, фужер, офицер, пионер, кавалер, землемер, лицемер, полимер, секундомер, глазомер, костюмер, инженер, миллионер, милиционер, акционер, пенсионер, вольер.

Верба, вершина, вершок, нерпа, беркут, консервы, стержень, первый.
Мерка, дверка, этажерка, табакерка, пенсионерка.

Ер-эр – безударный слог

Ветер, катер, кучер, лидер, номер, хакер, шулер, буфер, вечер, номер, покер, свитер, спикер, джокер, маузер, бампер, бойлер, таймер, миксер, пейджер, эклер, мастер, гейзер, танкер, бункер, юнкер, центнер, канцлер, веер, конвейер, голкипер, фломастер, компьютер.

Чердак, держава, пергамент, вердикт, сержант, дерзость, держать, сердитый, кочерга, аллергия, сумерки.

Тра-тро-тру-тры – ударный слог

Трап, тракт, трата, трагик, трапеза, травля, трасса, трамвай, контракт, контраст, антракт, витраж.

Трус, труд, трудно, трутень, труппа, трубы, трубка, трусики, трусость, труженик, ватрушка.

Тра – безударный слог, начало и середина слова

Трава, трагедия, транжира, трапация, трамплин, траншея, тромбон, отражение, утро, контрабас, завтрак, канистра, хитрость.

Дра-дро-дру-дры – ударный слог, начало и середина слова

Драка, дратва, драный, драить, драма, чадра, хандра, удрать, подранок.
Дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дрогнуть, бедро, ведро,

синдром, эскадрон, ипподром, космодром.

Друг, дружба, подруга.

Дрыгать, дрыхнуть, надрыв.

Дра-дру-дры – безударный слог, начало и середина слова

Дракон, драже, драчун, драгун, драндулет, дробинка, дрова, дрофа, дровосек, дрожание, драгоценность, драматизация, дрожать, дразнить, гидра, выдра, пудра, недра, цедра, недра, ведра, кафедра, эскадра, тундра, саламандра, сколопендра, Андромеда, гидромассаж, подражать, выдрать, бодрость, мудрость, щедрость.

Друзья, дружина, другой.

Тр-др – в конце слова

Метр, литр, центр, фетр, фильтр, монстр, спектр, театр, осетр, осмотр, педиатр, алебастр, амфитеатр, министр, магистр, пюпитр, субтитр, семестр, диаметр, сантиметр, спидометр, скипетр.

Кадр, скафандр, сидр, цилиндр, кедр, бодр.

Кра-кро-кру-кры – ударный слог

Краб, кран, крах, край, кража, краска, краденый.

Кровь, крот, кросс, крона, кроха, крошка, крокус, кройка, кролик, кровля, кромка.
Круг, кружка, кружево, крупный.

Крыса, крыша, крынка, крышка.

Кра-кру-кры – безударный слог

Крупа, круиз, кружок, крупье, кручина, крушение, крутой, кружить, кругом. Крыльцо, крыжовник, укрытие.

Гра-гро-гру-гры – ударный слог.

Град, грач, грань, граф, грамм, гранд, гравий, градус, градусник, грамота, график, грация, гранки, игра, награда.

Гром, грот, грог, грош, гроздь, грохот, громкий, угроза, погром, сугроб.
Груз, грусть, грудь, груздь, грунт, груша, группа, груда
Грымза, огрызок.

Гра-гру-гры – безударный слог

Графин, грабеж, граната, гранит, графит, грабитель, гражданин, граммофон, граница, гроза, грохотать, громада. Грубиян, грузовик.

Грызун, негры, бугры.

Хра-хро-хру-хры– ударный и безударный слоги

Храп, храм, хранение, хранитель, хромата.

Хруст, хрупкий, хрусталь, хрусталик.

Вихры.
Пра-про-пру-пры – ударный слог

Прах, право, прачка, прадед, практика, праздник, праведник.
Прок, прочь, проза, просо, проба, провод, против, пробка, просто, пройма, пропись, просьба, происки, проповедь, проводы, проблеск, простынь, прочный, пробный, пробовать, прожито, напротив.

Прут, пруд, упругий, запруда.

Прыг, прыть, прыщ, прыгать, прыткий.

Пра-пру-пры – безударный слог

Пробег, простак, прокат, правота, простуда, продукты, проблема, пробоина, провиант, провинция, продавец, проводник, прогульщик, правитель, практикант, продукт, прогалина, правление, пробуждение, правосудие, провожать, противный, компромат.

Бра-бро-бру-бры – ударный слог

Брат, брак, брасс, браво, бравый, собрание.

Бровь, брошь, брод, бронь, бронхи, брокколи, броский, бродит, сброд, сумасброд.
Брус, сбруя.

Брысь, брызги, брынза, брызгать.

Бра-бру-бры – безударный слог

Браслет, бравада, бразды, бразилец, бракосочетание, бранить, бросать, образ, зебра, кобра, доброта, швабра, алгебра, воображение.

Брусок, брусника, обруч, обручиться.

Брыкаться.
Фра-фро-фру
Фрак, франк, франт, фраза, фрахт.

Фрамуга, фрагмент, француз.

Фронт.
Фрукт, фруктоза.

Вра-вро-вру-вры
Врач, враг, враль, овраг.

Вражда, вращение, враждебность.

Врозь, вроссыпь, вроде, вросший, в роще, в роли, в розницу.

Врун, вручать, врубать, в руке, в ручье, в рукаве, в рубашке.

Сра-сро-сру-сры Зра-зры

Сражение, с работы, с размахом.

Срок, срочно, с ромом, с рокотом, с розой.

Сруб, срубить, с ружьем, с рукавами
Срыв.
Зрачки, возраст.

Стра-стро-стру-стры
Страх, страус, стража, стражник, страны, страшно, сестра, магистраль, иностранец.
Страницы, строка, строитель, строение, строгать, сострадание, остров, быстро.
Строй, стройка, строчка, строгий, гастроль, настрой, острог, катастрофа.
Стружка, струсить, струна, струя, с трудом, с трусом, инструмент.
Костры, сестры, семестры, канистры, пестрый, острый, быстрый.
Здра
Здравствуй, здравый, здравница, здравица, да здравствует, поздравление.
Мра-нра
Мрак, мрачный, мракобес, сумрак, домра, мымра.

Нрав, нравоучение, своенравный, нравиться.

Называем ряд слов, предварительно дав задание хлопать, когда услышит слово со звуком Р.

Добавь слог со звуком Р, и узнаешь какое слово получится.

ве. го. детво. ды. жа. но. па. по. фигу.

амба. го. кома. ку. пожа. сы. топо. ша. шофё.

буго. жи. косте. ми. пода. сы. шну.

Повтори цепочки слогов со звуком Р.

ра — ры — ро ры — ру — ра вра — вро — вры

ро — ры — ро ера — сро — еры стра — стро — стру и т.д.

Методика логопедической работы при ротацизме и пароротацизме. Программа коррекции нарушений произношения звука Р.

Характеристика звука «Р»

Звук [Р] по праву считается одним из самых сложных по артикуляции звуков русского языка, усвоение которого доступно при достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата.

Парного ему глухого звука в русском языке нет, парный по мягкости звук «Р'».

Характеристика звука «Р»: согласный, дрожащий, переднеязычный, сонорный, звонкий, твердый.
Парного ему глухого звука в русском языке нет, парный по мягкости звук «Р'».

При произнесении звука Р в норме органы речи принимают следующее положение:

Недостатки произношения звуков р и(искажения — ротацизм, замены — параротацизм).

Существует две разновидности дефекта фонем ри р’: ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена).

Разновидности ротацизма.

Фоне­ма рможет быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного. Часто фонема рвыступает в виде горлового дрожащего звука.

Нарушение твердого р бывает велярноеили увулярное.При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса. При увулярном р вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.

Сложным и трудно поддающимся исправлению является боковое артикулирование р (боковой ротацизм). Вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке л, в результате произносится звук, в котором как бы сливаются р и л.

При щечном произношении р щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

Несколько реже встречается одноударное р, при котором отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке; его иногда называют проторным.

Еще реже встречается кучерское р, когда вибрируют сближенные губы.

Среди параротацизмов встречаются замены звука р парным мягким р, а также л, / (йот), г, д и др.

Мягкий р может нарушаться так же, как и твердый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твердый звук, а мягкий оказывается ненар

image084

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

image066

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

image003

image021

Источник

Справочник по обустройству дома и дачи
Adblock
detector