- Законодательная база Российской Федерации
- Действия
- Часть 1. Методика измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи
- Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах. Часть 1. Методика измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи
- Оглавление
- ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
- 1. Определения
- 2. Организация работ по измерению параметров и глубины колеи на автомобильных дорогах
- 3. Требования к измерительному оборудованию
- 4. Проведение измерений
- Ведомость измерения глубины колеи по упрощенному способу
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
Действия
4.7. Измерение и оценка колейности дорожного покрытия
4.7.1. Измерения параметров колеи в процессе диагностики выполняют в соответствии с ОДМ «Методика измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи» по упрощенному варианту с помощью 2-метровой рейки и измерительного щупа.
Измерения производят по правой внешней полосе наката в прямом и обратном направлении на участках, где при визуальном осмотре установлено наличие колеи.
4.7.2. Количество створов измерений и расстояния между створами принимают в зависимости от длины самостоятельного и измерительного участков. Самостоятельным считается участок, на котором по визуальной оценке параметры колеи примерно одинаковы. Протяженность такого участка может колебаться от 20 м до нескольких километров. Самостоятельный участок разбивается на измерительные участки длиной по 100 м каждый.
Если общая длина самостоятельного участка не равна целому количеству измерительных участков по 100 м каждый, выделяется дополнительный укороченный измерительный участок. Также назначается укороченный измерительный участок, если длина всего самостоятельного участка меньше 100 м.
4.7.3. На каждом измерительном участке выделяются 5 створов измерения на равном расстоянии один от другого (на 100-метровом участке через каждые 20 м), которым присваиваются номера от 1 до 5. При этом последний створ предыдущего измерительного участка становится первым створом последующего и имеет номер 5/1.
Укороченный измерительный участок также разбивается на 5 створов, расположенных на равном расстоянии один от другого.
4.7.4. Рейку укладывают на выпоры внешней колеи и берут один отсчет h_k в точке, соответствующей наибольшему углублению колеи в каждом створе, при помощи измерительного щупа, устанавливаемого вертикально, с точностью до 1 мм; при отсутствии выпоров рейку укладывают на проезжую часть таким образом, чтобы перекрыть измеряемую колею.
Если в створе измерения имеется дефект покрытия (выбоина, трещина и т.п.) створ измерения может быть перемещен вперед или назад на расстояние до 0,5 м, чтобы исключить влияние данного дефекта на считываемый параметр.
4.7.5. Измеренная в каждом створе глубина колеи записывается в ведомость, форма которой с примером заполнения приведена в табл.4.9.
ВЕДОМОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИНЫ КОЛЕИ
Участок дороги | Направление |
Номер полосы | |
Положение начала участка | Положение конца участка |
Дата измерения |
Номер самостоятельного участка | Привязка к километражу и протяженность | Длина измерительного участка l,м | Глубина колеи по створам | Расчетная глубина колеи h_кн, мм | Средняя расчетная глубина колеи h_кс, мм | |
номер створа | глубина колеи h_к, мм | |||||
1 | от км 20+150 до км 20+380, L = 230 м | 100 | 1 | 11 | 13 | |
2 | 8 | |||||
3 | 12 | |||||
4 | 17 | |||||
5/1 | 13 | |||||
100 | 2 | 16 | 13 | 12,7 | ||
3 | 10 | |||||
4 | 13 | |||||
5/1 | 11 | |||||
30 | 2 | 9 | 12 | |||
3 | 14 | |||||
4 | 12 | |||||
5 | 7 |
По каждому измерительному участку определяют расчетную глубину колеи. Для этого анализируют результаты измерений в 5 створах измерительного участка, отбрасывают самую большую величину, а следующую за ней величину глубины колеи в убывающем ряде принимают за расчетную на данном измерительном участке (h_КН).
4.7.6. Расчетную глубину колеи для самостоятельного участка определяют как среднеарифметическую из всех значений расчетной глубины колеи на измерительных участках:
4.7.7. Оценку эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи производят по каждому самостоятельному участку путем сравнения средней расчетной глубины колеи h_КС с допустимыми и предельно допустимыми значениями (табл.4.10).
Шкала оценки состояния дорог по параметрам колеи, измеренным по упрощенной методике
Расчетная скорость движения, км/ч | Глубина колеи, мм | |
допустимая | предельно допустимая | |
>120 | 4 | 20 |
120 | 7 | 20 |
100 | 12 | 20 |
80 | 25 | 30 |
60 и меньше | 30 | 35 |
Участки дорог с глубиной колеи больше предельно допустимых значений относятся к опасным для движения автомобилей и требуют немедленного проведения работ по устранению колеи.
Часть 1. Методика измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи
Часть 1. Методика измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи
(утв. распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 17 мая 2002 г. N ОС-441-Р)
Под совместным воздействием движения тяжёлых и многоосных автомобилей и природно-климатических факторов на покрытиях дорожных одежд могут накапливаться дефекты и деформации, одним из видов которых является колея.
Получение полных и достоверных данных о параметрах колееобразования требует большого количества измерений специальными автоматизированными передвижными лабораториями с лазерным, ультразвуковым и другим оборудованием, широко применяемым во многих странах мира.
В настоящей работе рассматриваются методы ручного измерения глубины колеи, которые могут быть использованы при отсутствии указанных лабораторий.
При их разработке одновременно учитывались два принципиальных требования: обеспечить достаточную точность измерений для решения практических задач и максимально снизить затраты ручного труда в процессе полевых измерений.
Методика измерения глубины колеи с использованием укороченной рейки предназначена для оценки состояния поверхности проезжей части по ровности в поперечном направлении и позволяет выполнять измерение основных параметров колеи с целью планирования и организации работ по её устранению.
Методика разработана коллективом авторов МАДИ (ГТУ) в составе: д-ра техн. наук, проф. А.П. Васильева, д-ра техн. наук, проф. Ю.М. Яковлева, канд. техн. наук М.Г. Горячева, инж. М.Ю. Расторгуева и инж. С.В. Лугова.
2. Организация работ по измерению параметров и глубины колеи на автомобильных дорогах
2.1. Измерение параметров и глубины колеи производят на автомобильных дорогах с нежёсткими дорожными одеждами, имеющими покрытия из асфальтобетона или из материалов, обработанных органическими вяжущими.
Работы по измерению глубины колеи производят в тёплый период года при отсутствии воды на поверхности дороги. Измерение параметров колеи может выполняться как в составе общих работ по диагностике, так и самостоятельно. Для планирования работ на следующий год измерения выполняют в осенний период года после снижения высоких положительных температур воздуха на открытой местности до +15°С в дневное время. Завершить измерения следует до наступления устойчивых отрицательных температур.
2.2. Различают два способа измерения параметров колеи с применением укороченной рейки: упрощённый способ и измерение по методу вертикальных отметок.
Упрощённый способ рекомендуется для использования в процессе общей диагностики состояния дорог для предварительной оценки характера колееобразования, выявления участков, требующих устранения колеи, назначения вида работ и определения их ориентировочных объёмов.
Способ определения параметров колеи путём измерения по методу вертикальных отметок рекомендуется для использования в процессе проектно-изыскательских работ для детальной оценки характера колееобразования и разработки проектно-сметной документации по устранению колеи.
Оснащение бригады по измерению параметров колей включает:
— передвижную дорожную лабораторию или автомобиль «Дорожная служба» или любой другой автомобиль, позволяющий перевозить бригаду, измерительные приборы и дорожные знаки;
— рейку укороченную с уровнем, подставочные стаканы и измерительный щуп;
— курвиметр и измерительные ленты;
— набор дорожных знаков «Дорожные работы», «Объезд препятствия слева», «Ограничение максимальной скорости» и конусов.
2.4. Технологический процесс измерения глубины колеи может быть разбит на этапы:
— полевые обследования и измерения;
— обработка материалов полевых обследований и измерений и оформление документов.
2.5. Подготовительные работы включают:
— подготовку и оснащение передвижной лаборатории или другого автомобиля, средств измерения и защитных средств;
— заготовку форм журналов и таблиц;
— сбор информации об обследуемой дороге из технического паспорта дороги, АБДД, проекта, данных предыдущей диагностики или обследований;
— уточнение титула и категории дороги, интенсивности и состава движения, предварительное выявление участков с колеёй;
— определение объёмов работ по измерению параметров колеи, места дислокации бригады в период полевых работ;
— согласование работ с органами управления дорогой и органами ГИБДД;
— инструктаж исполнителей по правилам техники безопасности и охране труда в процессе выполнения полевых работ и измерений.
2.6. Полевые работы включают осмотр и оценку состояния поверхности дороги, а также измерения параметров колеи в установленном порядке.
2.6.1. Визуальный осмотр производят из автомобиля, движущегося со скоростью, позволяющей фиксировать дефекты состояния покрытия, но не более 20 км/ч или пешком. В местах, требующих детального осмотра и обследования, делаются остановки. Визуальное обследование дорог с раздельными проезжими частями производится в прямом и обратном направлениях.
2.6.2. В процессе визуального осмотра уточняют местоположение начала и конца самостоятельных участков с колеёй в прямом и обратном направлениях и привязывают эти положения к километражу.
2.6.3. В местах измерения параметров колеи разбивают поперечник (створ), местоположение которого заносят в ведомость. До начала измерений с поверхности проезжей части и краевых укреплённых полос очищают пыль и грязь, чтобы были чётко видны границы покрытия и обочин.
2.6.4. На каждом самостоятельном участке производят измерения параметров колеи в соответствии с указаниями раздела 4.
2.6.5. Измерения производят под защитой автомобиля, располагающегося так, чтобы знаки «Дорожные работы», «Объезд препятствия слева» и «Ограничение максимальной скорости» были обращены навстречу движению отображённой на них информацией.
2.6.6. Результаты полевых измерений параметров колеи заносят в ведомость установленной формы и обрабатывают статистическими методами.
2.7. Работы по визуальному осмотру и измерению параметров колеи относятся к категории опасных. Все лица, участвующие в этой работе, должны строго соблюдать действующие «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании дорог», а также другие ведомственные правила и инструкции. При выполнении работ непосредственно на дороге должны соблюдаться требования «Инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ», а также специально разработанных для таких случаев инструкций и указаний.
3. Требования к измерительному оборудованию
3.1. Рейка укороченная и измерительный щуп (рис. 1): длина рейки должна быть мм;
— прогиб рейки от собственного веса в середине пролёта не должен превышать 0,2 мм;
— отклонение опорной грани рейки от плоскости не должно превышать 0,2 мм; допускается вместо отклонения от плоскости измерять отклонение от прямолинейности продольного профиля поверхности опорной грани рейки, которое не должно превышать 0,2 мм;
— отклонение боковой грани рейки от прямолинейности не должно превышать 5 мм по длине рейки;
— рейка должна быть оснащена устройством для измерения уклона приложения рейки с точностью ( );
— на боковые грани рейки наносится шкала, оцифрованная через 10 см от 0 до 200; шкала должна иметь сантиметровые деления;
— длина измерительного щупа должна быть мм, не считая держателя;
— диаметр измерительного щупа должен быть мм;
— шкала на измерительном щупе должна обеспечивать возможность измерения параметров колеи до 30 см; шкала должна иметь миллиметровые деления;
— отклонение продольности измерительного щупа не должно превышать 1,0 мм.
3.2. Подставочные стаканы (рис. 2):
— подставочные стаканы изготавливаются из стойкого к износу материала;
— высота подставочных стаканов постоянной высоты должна составлять мм; мм; мм; мм;
— диаметр подставочных стаканов постоянной высоты должен быть мм;
4. Проведение измерений
4.1. При проведении измерений следует разделять колеи по видам:
по расположению в пределах полосы движения (рис. 3):
— внешняя (справа по направлению движения);
— внутренняя (слева по направлению движения).
Измерения проводят на всём протяжении оцениваемого участка, при необходимости в обоих направлениях, за исключением мест прерывания колеи. В этом случае каждый из участков (как по направлению, так до и после прерывания колеи в одном направлении) выделяют в самостоятельный.
По очертанию в поперечном профиле (рис. 4):
— колея с одним выпором;
— колея с двумя выпорами;
4.2. Измерения глубины колеи по упрощённой методике выполняют по внешней колее с соблюдением требований к количеству створов измерения на каждом самостоятельном участке.
4.2.1. Рейку укладывают на выпоры внешней колеи и берут один отсчёт в точке, соответствующей наибольшему углублению колеи в каждом створе (рис. 5), при помощи измерительного щупа, устанавливаемого вертикально, с точностью до 1 мм; при отсутствии выпоров рейку укладывают на проезжую часть таким образом, чтобы перекрыть измеряемую колею.
Если в створе измерения имеется дефект покрытия (выбоина, трещина и т.п.), створ измерения может быть перемещён вперёд или назад на расстояние до 0,5 м, чтобы исключить влияние данного дефекта на считываемый параметр.
4.2.2. Количество створов измерения и расстояния между створами принимают в зависимости от длины самостоятельного и измерительного участков. Самостоятельным считается участок, на котором по визуальной оценке параметры колеи примерно одинаковы. Протяжённость такого участка может колебаться от 20 м до нескольких километров.
Самостоятельный участок разбивается на измерительные участки, длиной до 100 м (рис. 6).
4.2.3. Если общая длина самостоятельного участка не равна целому количеству измерительных участков по 100 м каждый, выделяется дополнительный укороченный измерительный участок.
Также назначается укороченный измерительный участок, если длина всего самостоятельного участка меньше 100 м.
4.2.4. На каждом измерительном участке выделяются 5 створов измерения на равном расстоянии один от другого (на 100-метровом участке через каждые 20 м), которым присваиваются номера от 1 до 5. При этом последний створ предыдущего измерительного участка становится первым створом последующего и имеет номер 5/1.
Укороченный измерительный участок также разбивается на 5 створов, расположенных на равном расстоянии один от другого (рис. 6).
4.2.5. Глубина колеи измеряется в наиболее глубоком месте каждого створа и записывается в ведомость. Форма ведомости с примером заполнения приведена в табл. 1.
По каждому измерительному участку определяют расчётную глубину колеи. Для этого анализируют результаты измерений в 5 створах измерительного участка, отбрасывают самую большую величину, а следующую за ней величину глубины колеи в убывающем ряде принимают за расчётную на данном измерительном участке ( ).
4.2.6. Расчётную глубину колеи для самостоятельного участка определяют как среднеарифметическую из всех значений расчётной глубины колеи на измерительных участках:
Результаты расчётов заносят в ведомость (табл. 1)
Ведомость измерения глубины колеи по упрощённому способу
Участок дороги ________________ Направление __________________
Номер полосы _________
Положение начала участка _______ Положение конца участка _______
Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах. Часть 1. Методика измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи
Оглавление
Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах. Часть 1. Методика измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи
Вид документа:
Распоряжение Росавтодора (Российского дорожного агентства)
Принявший орган: Росавтодор (Российское дорожное агентство)
Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия:
Опубликован:
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ КОЛЕЙ НА НЕЖЕСТКИХ
ДОРОЖНЫХ ОДЕЖДАХ
МЕТОДИКА
ИЗМЕРЕНИЙ И ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ДОРОГ ПО ГЛУБИНЕ КОЛЕИ
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Росавтодора N ОС-556-р от 24.06.2002
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации N ОС-441-Р от 17.05.2002
Рекомендации по устранению колей на нежестких дорожных одеждах разработаны по заданию Государственной службы дорожного хозяйства и предназначены для использования дорожными проектными и производственными организациями при определении и оценке степени колееобразования, расчете и прогнозировании возможной динамики этого процесса, а также при выборе методов и технологии работ по устранению и предупреждению образования колей.
Рекомендации состоят из 3 частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Все методы борьбы с колееобразованием разделены на четыре группы:
— организационно-технические мероприятия по снижению темпов колееобразования;
— методы ликвидации колей без устранения или с частичным устранением причин образования колей;
— методы ликвидации с устранением причин образования колей;
— методы предупреждения образования колей.
Конкретный метод и технологию борьбы с колееобразованием выбирают в каждом случае на основе анализа результатов обследования общего состояния дороги, выявления причин образования колей, их глубины, геометрических параметров и протяженности, интенсивности и состава движения, с учетом финансовых и материально-технических возможностей, сроков выполнения работ и других факторов.
Под совместным воздействием движения тяжелых и многоосных автомобилей и природно-климатических факторов на покрытиях дорожных одежд могут накапливаться дефекты и деформации, одним из видов которых является колея.
Получение полных и достоверных данных о параметрах колееобразования требует большого количества измерений специальными автоматизированными передвижными лабораториями с лазерным, ультразвуковым и другим оборудованием, широко применяемым во многих странах мира.
В настоящей работе рассматриваются методы ручного измерения глубины колеи, которые могут быть использованы при отсутствии указанных лабораторий.
При их разработке одновременно учитывались два принципиальных требования: обеспечить достаточную точность измерений для решения практических задач и максимально снизить затраты ручного труда в процессе полевых измерений.
Методика измерения глубины колеи с использованием укороченной рейки предназначена для оценки состояния поверхности проезжей части по ровности в поперечном направлении и позволяет выполнять измерение основных параметров колеи с целью планирования и организации работ по ее устранению.
Методика разработана коллективом авторов МАДИ (ГТУ) в составе: д-ра техн. наук, проф. А.П.Васильева, д-ра техн. наук, проф. Ю.М.Яковлева, канд. техн. наук, доц. М.Г.Горячева, инж. М.Ю.Расторгуева и инж. С.В.Лугова.
1. Определения
2. Организация работ по измерению параметров и глубины колеи на автомобильных дорогах
2.1. Измерение параметров и глубины колеи производят на автомобильных дорогах с нежесткими дорожными одеждами, имеющими покрытия из асфальтобетона или из материалов, обработанных органическими вяжущими.
Работы по измерению глубины колеи производят в теплый период года при отсутствии воды на поверхности дороги. Измерение параметров колеи может выполняться как в составе общих работ по диагностике, так и самостоятельно. Для планирования работ на следующий год измерения выполняют в осенний период года после снижения высоких положительных температур воздуха на открытой местности до +15 °С в дневное время. Завершить измерения следует до наступления устойчивых отрицательных температур.
2.2. Различают два способа измерения параметров колеи с применением укороченной рейки: упрощенный способ и измерение по методу вертикальных отметок.
Упрощенный способ рекомендуется для использования в процессе общей диагностики состояния дорог для предварительной оценки характера колееобразования, выявления участков, требующих устранения колеи, назначения вида работ и определения их ориентировочных объемов.
Способ определения параметров колеи путем измерения по методу вертикальных отметок рекомендуется для использования в процессе проектно-изыскательских работ для детальной оценки характера колееобразования и разработки проектно-сметной документации по устранению колеи.
Оснащение бригады по измерению параметров колей включает:
— передвижную дорожную лабораторию или автомобиль «Дорожная служба» или любой другой автомобиль, позволяющий перевозить бригаду, измерительные приборы и дорожные знаки;
— рейку укороченную с уровнем, подставочные стаканы и измерительный щуп;
— курвиметр и измерительные ленты;
— набор дорожных знаков «Дорожные работы», «Объезд препятствия слева», «Ограничение максимальной скорости» и конусов.
2.4. Технологический процесс измерения глубины колеи может быть разбит на этапы:
— полевые обследования и измерения;
— обработка материалов полевых обследований и измерений и оформление документов.
2.5. Подготовительные работы включают:
— подготовку и оснащение передвижной лаборатории или другого автомобиля, средств измерения и защитных средств;
— заготовку форм журналов и таблиц;
— сбор информации об обследуемой дороге из технического паспорта дороги, АБДД, проекта, данных предыдущей диагностики или обследований;
— уточнение титула и категории дороги, интенсивности и состава движения, предварительное выявление участков с колеей;
— определение объемов работ по измерению параметров колеи, места дислокации бригады в период полевых работ;
— согласование работ с органами управления дорогой и органами ГИБДД;
— инструктаж исполнителей по правилам техники безопасности и охране труда в процессе выполнения полевых работ и измерений.
2.6. Полевые работы включают осмотр и оценку состояния поверхности дороги, а также измерения параметров колеи в установленном порядке.
2.6.1. Визуальный осмотр производят из автомобиля, движущегося со скоростью, позволяющей фиксировать дефекты состояния покрытия, но не более 20 км/ч или пешком. В местах, требующих детального осмотра и обследования, делаются остановки. Визуальное обследование дорог с раздельными проезжими частями производится в прямом и обратном направлениях.
2.6.2. В процессе визуального осмотра уточняют местоположение начала и конца самостоятельных участков с колеей в прямом и обратном направлениях и привязывают эти положения к километражу.
2.6.3. В местах измерения параметров колеи разбивают поперечник (створ), местоположение которого заносят в ведомость. До начала измерений с поверхности проезжей части и краевых укрепленных полос очищают пыль и грязь, чтобы были четко видны границы покрытия и обочин.
2.6.4. На каждом самостоятельном участке производят измерения параметров колеи в соответствии с указаниями раздела 4.
2.6.5. Измерения производят под защитой автомобиля, располагающегося так, чтобы знаки «Дорожные работы», «Объезд препятствия слева» и «Ограничение максимальной скорости» были обращены навстречу движению отображенной на них информацией.
2.6.6. Результаты полевых измерений параметров колеи заносят в ведомость установленной формы и обрабатывают статистическими методами.
2.7. Работы по визуальному осмотру и измерению параметров колеи относятся к категории опасных. Все лица, участвующие в этой работе, должны строго соблюдать действующие «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании дорог», а также другие ведомственные правила и инструкции. При выполнении работ непосредственно на дороге должны соблюдаться требования «Инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ», а также специально разработанных для таких случаев инструкций и указаний.
3. Требования к измерительному оборудованию
3.1. Рейка укороченная и измерительный щуп (рис.1): длина рейки должна быть 2000±2 мм;
Рис.1. Рейка укороченная и измерительный щуп для оценки состояния поперечной ровности (колеи)
— прогиб рейки от собственного веса в середине пролета не должен превышать 0,2 мм;
— отклонение опорной грани рейки от плоскости не должно превышать 0,2 мм; допускается вместо отклонения от плоскости измерять отклонение от прямолинейности продольного профиля поверхности опорной грани рейки, которое не должно превышать 0,2 мм;
— отклонение боковой грани рейки от прямолинейности не должно превышать 5 мм по длине рейки;
— рейка должна быть оснащена устройством для измерения уклона приложения рейки с точностью ±0,001 (±1,0‰);
— на боковые грани рейки наносится шкала, оцифрованная через 10 см от 0 до 200; шкала должна иметь сантиметровые деления;
— длина измерительного щупа должна быть 1000±2 мм, не считая держателя;
— диаметр измерительного щупа должен быть 5±0,5 мм;
— шкала на измерительном щупе должна обеспечивать возможность измерения параметров колеи до 30 см; шкала должна иметь миллиметровые деления;
— отклонение продольности измерительного щупа не должно превышать 1,0 мм.
3.2. Подставочные стаканы (рис.2):
Рис.2. Подставочные стаканы под рейку:
— подставочные стаканы изготавливаются из стойкого к износу материала;
— высота подставочных стаканов постоянной высоты должна составлять 70±0,5 мм; 100±0,5 мм; 120±0,5 мм; 150±0,5 мм;
— диаметр подставочных стаканов постоянной высоты должен быть 50±1 мм;
4. Проведение измерений
4.1. При проведении измерений следует разделять колеи по видам:
по расположению в пределах полосы движения (рис.3):
Рис.3. Виды колеи по расположению в пределах полосы движения
— внешняя (справа по направлению движения);
— внутренняя (слева по направлению движения).
Измерения проводят на всем протяжении оцениваемого участка, при необходимости в обоих направлениях, за исключением мест прерывания колеи. В этом случае каждый из участков (как по направлению, так до и после прерывания колеи в одном направлении) выделяют в самостоятельный.
По очертанию в поперечном профиле (рис.4):
Рис.4. Виды колеи по очертанию в поперечном профиле:
— колея с одним выпором;
— колея с двумя выпорами;
4.2. Измерения глубины колеи по упрощенной методике выполняют по внешней колее с соблюдением требований к количеству створов измерения на каждом самостоятельном участке.
4.2.1. Рейку укладывают на выпоры внешней колеи и берут один отсчет в точке, соответствующей наибольшему углублению колеи в каждом створе (рис.5), при помощи измерительного щупа, устанавливаемого вертикально, с точностью до 1 мм; при отсутствии выпоров рейку укладывают на проезжую часть таким образом, чтобы перекрыть измеряемую колею.
Рис.5. Схема измерения глубины колеи по упрощенной методике
Если в створе измерения имеется дефект покрытия (выбоина, трещина и т.п.), створ измерения может быть перемещен вперед или назад на расстояние до 0,5 м, чтобы исключить влияние данного дефекта на считываемый параметр.
4.2.2. Количество створов измерения и расстояния между створами принимают в зависимости от длины самостоятельного и измерительного участков. Самостоятельным считается участок, на котором по визуальной оценке параметры колеи примерно одинаковы. Протяженность такого участка может колебаться от 20 м до нескольких километров.
Самостоятельный участок разбивается на измерительные участки длиной до 100 м (рис.6).
Рис.6. Схема самостоятельного и измерительного участков:
4.2.3. Если общая длина самостоятельного участка не равна целому количеству измерительных участков по 100 м каждый, выделяется дополнительный укороченный измерительный участок.
Также назначается укороченный измерительный участок, если длина всего самостоятельного участка меньше 100 м.
4.2.4. На каждом измерительном участке выделяются 5 створов измерения на равном расстоянии один от другого (на 100-метровом участке через каждые 20 м), которым присваиваются номера от 1 до 5. При этом последний створ предыдущего измерительного участка становится первым створом последующего и имеет номер 5/1.
Укороченный измерительный участок также разбивается на 5 створов, расположенных на равном расстоянии один от другого (рис.6).
4.2.5. Глубина колеи измеряется в наиболее глубоком месте каждого створа и записывается в ведомость. Форма ведомости с примером заполнения приведена в табл.1.
Ведомость измерения глубины колеи по упрощенному способу
Участок дороги _____________________ Направление _______________________
Номер полосы ______________________
Положение начала участка ___________Положение конца участка _____________
Дата измерения ___________
Номер самостоятельного участка
Привязка к километражу и протяженность
Длина измерительного участка 1, м
Глубина колеи по створам
Расчетная
глубина колеи , мм
Средняя расчетная глубина колеи , мм
глубина колеи , мм