- Шкала стенайнов Гилфорда
- Шкала стенайнов имеет следующие параметры
- СТЭН МК I
- СТЭН МК I
- СТЭН МК I
- СТЭН МК II
- СТЭН МК III
- СТЭН МК IV, МОДЕЛЬ А
- СТЭН МК IV, МОДЕЛЬ Б
- СТЭН МК V
- СТЭН МУЗИАЛ
- СТЭН ЯН ЭРНЕСТОВИЧ
- ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В СТАНДАРТНЫЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ (СТЕНЫ)
- Стандартизация шкал: шкала стенов, шкала станайнов. стандартная IQ
Шкала стенайнов Гилфорда
Шкала Т-баллов (например, опросники MMPI, CPI, САТ, ГТ и т. п.)
В руководстве по конструированию тестов, принятом Американской психологической ассоциацией, указывается, что типичным преобразованием ненормализованных стандартных показателе (то есть z-показателей) должно быть их приведение к шкале со следующими параметрами: среднее арифметическое 50 (это будет константа b) и стандартное отклонение 10 (константа а).
На рисунке 7 показано соотношение кривой нормального распределения и наиболее распространенных в методиках нормализованных шкал.
Рис. 16. Кривая нормального распределения и тестовые показатели.
Распределение оценок многих стандартизированных педагогических и психологических тестов апроксимируется формой нормальной кривой, показанной в верхней части этого рисунка. Ниже представлены некоторые шкалы, разработанные для упрощения интерпретации оценок путем преобразования их в числа, которые указывают относительное положение тестируемых в группе стандартизации (выборка испытуемых, на которой проводится исследование с целью сбора статистического материала и определения статистической нормы).
Нуль (0) в центре базовой линии показывает положение средней арифметической первичных («сырых») оценок теста, а символ σ(сигма) размечает шкалу «сырых» оценок в единицах стандартного отклонения.
Накопленные проценты являются основой шкалы «процентильный эквивалент».
Некоторые шкалы основаны на единице стандартного отклонения. Среди этих шкал — стандартная z-оценка, Т-оценка, стены (10-балльная шкала) и стенайны (9-балльная шкала), оценка уровня развития интеллекта IQ — представляют собой шкалы, применяющиеся во множестве тестов.
Таблицы норм, либо в виде процентилей, либо в форме стандартной оценки, имеют значение только для конкретного теста, примененного к определенной выборке стандартизации. Диаграмма не позволяет сделать вывод о том, например, что процентильный ранг 84 по одному тесту обязательно эквивалентен z-оценке +1,0 для другого теста, это справедливо лишь в том случае, когда каждый тест непременно имеет нормальное распределение оценок и когда обе шкалы основаны на идентичных или очень похожих группах людей.
Контрольные вопросы:
1. О чем свидетельствует такой параметр как мода?
2. Методика КОТ (Краткий отборочный тест) позволяет оценить интеллектуальный потенциал человека и принять решение, например, о приеме на работу. В методических указаниях рекомендуется пользоваться медианными нормами. Максимально возможный диапазон значений интеллектуального потенциала в методике от 0 до 50 баллов. О чем свидетельствует значение испытуемого, равное 35, если медиана равна 29?
3. Тест Равенна позволяет получить оценку невербального интеллекта человека как общую сумму баллов по методике (количество правильных ответов по всем сериям). Для интерпретации результата испытуемого в детском варианте методики рекомендуется пользоваться квартилями, полученными на выборке стандартизации (таблицы 10 и 11).
Шкала стенайнов имеет следующие параметры
Ян (Steen, ок. 1626—79) — знаменитый голландский живописец-жанрист, сын пивовара, род. в Лейдене, учился сперва у Н. Кнупфера, а потом, переехав в Гарл. смотреть
Стэн Ян (Steen, ок. 1626—79) — знаменитый голландский живописец-жанрист, сын пивовара, род. в Лейдене, учился сперва у Н. Кнупфера, а потом, переехав в Гарлем, подпал под влияние Дирка Гальса и Адриана ван-Остаде, окончательно же развился в Гааге, под руководством Я. ван-Гойена. Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, С. в то же время держал на аренде пивоварню в Дельфе. В 1661 г. он переселился в Гарлем, сделавшийся ареной самой блестящей его деятельности, и, наконец, после смерти своего отца, в 1669 г., окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 г. открыл корчму. Старинные биографы С. — Гоубракен и Кампо-Вейерман — представляют С. отчаянным кутилою и беспросыпным пьяницею; но их рассказы о нем не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что художник нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем выводил на сцену самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, С. — один из самых талантливых и характерных представителей голландского жанра. Его произведения в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокою правдою и юмором. Рисунок в них вообще не отличается безусловною правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в одеждах и человеческом теле, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам С.; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму. Он почерпал сюжеты из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих картинах крестьянские пирушки, сцены в шинках, модниц богатого класса и т. п. Картины С. на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора. Важнейшие произведения этого мастера: «Семейство художника», «Клетка попугая» (в королевском муз. в Амстердаме), «Зубной врач», «Зверинец», «Притворно больная молодая женщина», «Посещение доктора», «Как поют старики так свищет молодежь» (в Гаагск. муз.), «Вербовка солдат» и «Галантный подарок» (в Брюссельск. муз.), «Брак в Кане Галилейской» (в Дрезденск. гал.), «Веселое общество» (в Берлинск. муз.), «Серенада» (в Пражск. муз.) и др. В Имп. Эрмитаже находятся следующие картины С.: «Эсфирь пред Артаксерксом» (№ 895), «Больная и врач» (№ 896), «Летний праздник» (№ 897), «Гуляки» (№ 898), «Больной старик» (№ 8 99), «Игроки в триктрак» (№ 900), «Крестьянская свадьба» (№ 901), две «Сцены в шинке» (№ 902 и 1788) и «Выбор между молодостью и старостью». Ср. Т. ван-Вестргэне, «Etudes sur l‘art en Hollande» (Гаага, 1856); В. Боде, «Studien zur Geschichte der holl ändise n Malerei»; A. A. Coмов, «Ян С.» (в журн. «Искусство и художественная промышленность», авг., 1899). А. А. С—в.
СТЭН Ян Эрнестович (9 марта 1899 – 19 июня 1937) – советский философ и обществ.политический деятель. Род. в селе Вендей Лифляндской губ. С юношеских. смотреть
СТЭН МК I
СТЭН МК I. Длина с прикладом 699 мм, без приклада 445 мм. Вес 3500 г.
СТЭН МК I
СТЭН МК I. Длина с прикладом 622 мм, без приклада 445 мм. Вес 3450 г.
СТЭН МК I
СТЭН МК II
СТЭН МК II — модификация СТЭН МК I. Длина 762 мм. Вес 2800 г.
СТЭН МК III
СТЭН МК III — модификация СТЭН МК I. Длина 762 мм. Вес 3180 г.
СТЭН МК IV, МОДЕЛЬ А
СТЭН МК IV, МОДЕЛЬ А — модификация
СТЭН МК IV, МОДЕЛЬ Б
СТЭН МК IV, МОДЕЛЬ Б — модификация
СТЭН МК V
СТЭН МК V — модификация СТЭН МК I. Длина 762 мм. Вес 3900 г.
СТЭН МУЗИАЛ
СТЭН ЯН ЭРНЕСТОВИЧ
ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В СТАНДАРТНЫЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ (СТЕНЫ)
Исследование психических явлений требует многоаспектного анализа и применения разнообразного набора его конкретных методов в соответствии с поставленными задачами и общей стратегией проведения комплексной психодиагностики. При проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору и профессионально-психологическому сопровождению обучающийся обследуется с помощью целого комплекса методик, которые могут иметь совершенно различный интервал тестовых показателей. Полученные при сборе данных «сырые» (первичные) оценки далеко не всегда удобно использовать в дальнейшей работе. Особенно, когда возникает необходимость сравнить показатели испытуемого по разным методикам, получить интегральный показатель развития изучаемых качеств или отнести их к какой либо группе («успешных», «не успешных», «норме»). Для этого «сырые» оценки тем или иным способом преобразуют в значения стандартных тестовых шкал. Данные преобразования позволяют оценивать индивидуальный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами (стандартной тестовой шкалой), полученными на выборке стандартизации. Выборка стандартизации специально формируется для разработки стандартной шкалы – она должна быть репрезентативна генеральной совокупности, для которой планируется применять данный тест, методику. Для получения нормального распределения величины измеряемого тестом свойства требуемое число испытуемых в ней обычно составляет не менее 200 человек. Впоследствии при тестировании предполагается, что и испытуемый, и выборка стандартизации принадлежат одной и той же генеральной совокупности. При стандартизации результатов тестовых испытаний чаще всего используется показатель среднеквадратичного отклонения – s. Стандартизация осуществляется при условии нормального распределения тестовых оценок в репрезентативной выборке испытуемых или близком к нему (рис. 1). Нормальным такое распределение называется потому, что оно очень часто встречалось в естественнонаучных исследованиях и казалось «нормой» всякого массового случайного проявления признаков. Это распределение следует закону, открытому тремя учеными в разное время: Муавром в 1733 г. в Англии, Гауссом в 1809 г. в Германии и Лапласом в 1812 г. во Франции.
График нормального распределения может быть получен из полигона эмпирического распределения при бесконечном увеличении числа наблюдений и сужении интервалов до размеров точки. Он представляет собой куполообразную кривую, симметричную относительно центра группирования, имеющую строго определенные пропорции.
|
Рисунок 1 – Нормальное распределение тестовых оценок в репрезентативной выборке испытуемых
Параметры распределения – это его числовые характеристики, указывающие, где «в среднем» располагаются значения признака, насколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное появление определенных значений признака.
В реальных психофизиологических исследованиях оперируют не параметрами, а их приближенными значениями, так называемыми оценками параметров.
Числовые характеристики выборки дают количественное представление об эмпирических данных и позволяют сравнивать их между собой. Наибольшее практическое значение имеют:
— характеристики положения исследуемой совокупности (среднее арифметическое значение признака, медиана, мода);
— характеристики рассеяния (дисперсия);
— характеристики асимметрии (показатели асимметрии и эксцесса).
Среднее арифметическое (оценка математического ожидания) вычисляется по формуле:
Символ S обозначает сумму всех значений xi, когда i принимает значения от 1 до n;
xi – общий член последовательности, подлежащий суммированию;
i – индекс суммирования, порядковый номер члена последовательности;
n – количество наблюдений.
Медианой (Ме) называется такое значение признака, когда одна половина значений экспериментальных данных меньше ее, а вторая больше.
Мода (Мо) представляет собой значение признака, встречающееся в выборке наиболее часто.
При нормальном распределении признака значения среднего арифметического, медианы и моды близки или совпадают друг с другом
где: xi – каждое наблюдаемое значение признака;
n – количество наблюдений.
При нормальном распределении наибольшее отклонение крайней варианты от среднего арифметического составляет примерно 3s (правило «трех сигм»). Имеется определенное статистическое соответствие между отклонением признака от среднего арифметического и положением его в упорядоченном вариационном ряду. Кривая нормального распределения с процентным выражением распределений относительных частот в зависимости от величины отклонения от среднего арифметического представлена на рисунке
Одним из способов преобразования «сырых» результатов тестирования является нормирование. Суть нормирования состоит в переходе к другому масштабу — стандартным единицам измерения. Значимость стандартных шкал заключается, прежде всего, в том, что они позволяют отражать в одинаковых единицах измерения разнородные параметры, которые в обычных для этих параметров единицах измерения несопоставимы.
Простейшей из стандартных шкал является Z-шкала. Первичные значения показателя могут быть преобразованы в Z-оценки по формуле:
:
где: `x – среднее арифметическое показателя в выборке стандартизации;
xi – величина показателя теста в выборке стандартизации;
s – среднее квадратическое отклонение величин признака в выборке стандартизации.
Использование Z-оценок не всегда удобно, т.к. они могут принимать отрицательные и дробные значения. Поэтому часто Z-оценки преобразуют в другие шкалы, имеющие заданные среднее квадратическое отклонение и среднее значение. При этом используется формула:
где: `xз – заданное среднее значение шкалы;
sз – заданное среднее квадратическое отклонение.
Например, Р.Б. Кеттелл для стандартизации показателей методики 16-ФЛО предложил шкалу стенов – «стандартной десятки», где: 5,5 – заданное среднее значение показателя; 2 – заданное среднее квадратическое отклонение. Стенирование является одним из способов приведения нормированных оценок к виду, удобному для практического использования. Оно представляет собой перевод исходных тестовых оценок в выборке стандартизации в 10-балльную равноинтервальную шкалу (шкалу стенов). Практически это достигается путем разбиения оси значений тестовых оценок в выборке стандартизации на 10 интервалов, соответствующих долям среднеквадратичного отклонения s. При этом M (средняя арифметическая величина признака в выборке стандартизации) принимается за среднюю точку шкалы стенов. При этом всякое значение тестовых оценок, входящее в интервал от M до M + 0,5s, приравнивается к 6 баллам по шкале стенов, а, входящее в интервал от M до M – 0,5s, – к 5 баллам этой шкалы. Такая же процедура с шагом увеличения равным 0,5s проводится для вычисления 7, 8, 9 и 10 баллов стеновой шкалы и с шагом уменьшения на 0,5 s – для вычисления 4, 3, 2, и 1 балла шкалы стенов (рис.1).
1 стен = М – 2,5 σ 2 стена = М – 2 σ 3 стена = М – 1,5 σ 4 стена = М – 1 σ 5 стенов = М – 0,5 σ | 6 стенов = М +0,5 σ 7 стенов = М + σ 8 стенов = М +1,5 σ 9 стенов = М +2 σ 10 стенов = М +2,5 σ |
Получение 10 балльного ряда и есть шкала перевода «сырых» оценок в стены. При такой системе стандартизации диапазон, который принято называть средним или нормой (диапазон в 1s), характеризуется стандартными единицами от 4 до 7 стенов. Стандартные оценки от 3 или 8 стенов свидетельствуют об индивидуальных различиях, выходящих за границы средней нормы. Оценки в 2 и 9 стенов получаются при значительном отклонении индивидуальных оценок, на 2s выше и ниже среднего группового значения. Максимальная оценка в 10 стенов достигается при отклонении индивидуального тестового результата на 2,5s и более, вверх от средней нормы. Аналогичным образом, оценка в 1 стен ставится за все отклонения индивидуального тестового результата от среднего значения на 2,5s и ниже.
Для перевода «сырых» оценок в стены можно также использовать формулу линейного преобразования шкалы Z – оценок ( ) нормального распределения в десятибальную шкалу стенов:
St = 2 × ( )+ 5,5,
где Xi – значение признака (в «сырых» баллах); M – среднее арифметическое значение признака; σ – среднеквадратичное отклонение значений признака.
При отклонении распределения значений признака (оценок в «сырых» баллах) от их нормального распределения используют процентильную шкалу перевода оценок в стены. Процентиль (X%) – это такое значение «сырой» оценки, которое соответствует частоте оценок меньших и равных по значению данной «сырой» оценке в %.
Перевод значения «сырой» оценки, выраженной в процентилях, в стены осуществляется по стандартной шкале (рисунок 1, таблица 2), где значения оценок в стенах связаны с величинами частот.
Для каждого теста по результатам тестирования стандартизованной выборки с использованием шкалы перевода процентилей в стены определяют границы стеновых оценок в значениях «сырых» оценок и строят шкалу перевода «сырых» оценок теста в стены (рисунок 1, таблица 2),.
Границы стеновых оценок в значениях «сырых» оценок определяют по граничным значениям частотных интервалов, указанных в таблице 1 для каждой стеновой оценки.
Например, по результатам обследования результат испытуемого входит в диапазон «сырых» оценок (X5) стандартизованной выборки, что соответствует частоте оценок в % (процентиль) [30,86; 50,0] и, соответственно, 5 стенам.
Таблица 1. Перевод процентильной шкалы в стены
Стены | ||||||||||
Частота оценок (%) | ||||||||||
Диапазон «сырых» оценок в стандартной выборке | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | X6 | X7 | X8 | X9 | X10 |
При создании стеновой шкалы следует учитывать конструктивные особенности теста. Возможно создание стеновой шкалы на основе обратно пропорциональной зависимости, когда более высокий «сырой» балл свидетельствует о меньшей степени выраженности изучаемой характеристики, например, такая шкала применяется в тесте «Адаптивность».
Стандартизация шкал: шкала стенов, шкала станайнов. стандартная IQ
Стандартизация шкал: шкала стенов, шкала станайнов. стандартная IQ
Примером нелинейно преобразованной в стандартную шкалу является и шкала станайнов (англ, standart nine — стандартная девятка), где оценки принимают значения от 1 до 9, а М = 5, сигма = 2.
Первичные показатели легко преобразуются в станайны. Для этого испытуемых ранжируют по возрастанию результатов и из них образуют группы с числом лиц, пропорциональным определенным частотам оценок в нормальном распределении тестовых результатов.
При трансформации оценок в шкалу стэнов (от англ. Standart ten — стандартная десятка) проводится аналогичная процедура. С той лишь разницей, что в основании этой шкалы лежат десять стандартных интервалов.
Этой шкалой пользоваться не так удобно, поэтому ее используют гораздо реже, чем станайны. Стандартная десятка используется в тесте Р. Кеттела.
IQ-показатель стандартный — вид оценок шкальных. IQ-n. с. выступает в качестве эталонного при разработке системы оценок и интерпретации результатов в современных тестах интеллекта.
В стандартиз. виде IQ-n. с. представляет собой шкалу оценок со средним значением 100 и стандартным отклонением 16.
Выбор значения стандартного отклонения связан со стремлением приблизить шкалу IQ-п. с. к оценкам относительного IQ, используемого в Станфорд-Бине умственного развития шкале. Эта методика является одной из наиболее распространенных. Значения IQ, соответствующие различным градациям интеллектуального развития, приняты в качестве эталона для интерпретации и классификации результатов. Так, значения IQ-n. с. в пределах 40-70 единиц соответствуют разным степеням умственной отсталости, 90-109 — «норме», 120-129 —высокому уровню интеллектуального развития.
Наряду с такими известными тестами, как Векслера интеллекта измерения шкалы, Векслера памяти шкала, Равена прогресс. матрицы, IQ-n. с. в кач-ве шкальной оценки прим. и во многих др. методиках психодиагностики. IQ-n. с. — первый уровень анализа данных, получаемых с помощью тестов интеллекта.
5 Репрезентативность как критерий качества теста и правила ее обеспечения при конструировании и адаптации тестов.
Репрезентативность—психометрическое свойство теста. Понимание смысла этого требования к тесту помогает правильно учитывать ограничения в сфере применения теста.
Проверка репрезентативности тестовых норм осуществляется с помощью анализа так называемого распределения частот тестовых баллов. Одним из простейших методов является проверка нормальности этого распределения. Более сложный и универсальный подход предполагает сравнение двух распределений, построенных для двух случайных половин выборки стандартизации. Если два этих распределения оказываются практически тождественными, то можно говорить о репрезентативности тестовых норм.
Для обеспечения репрезентативности выборки данных необходимо учесть ряд обязательных для любого исследования условий. Среди них важнейшими являются следующие: а) каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попадания в выборку; б) выборка переменных производится независимо от изучаемого признака; в) отбор производится из однородных совокупностей; г) число единиц в выборке должно быть достаточно большим; д) выборка и генеральная совокупность должны быть по возможности статистически однородны (х (выб) – х (ген) → 0), показатели вариации при увеличении числа наблюдений сближаются между собой: .
Статистическое определение репрезентативности в практической психодиагностике необходимо для установления репрезентативности норм психометрического теста, а также обоснованности выборки, на которых проводится стандартизация методик. В широком понимании репрезентативность связана с комплексом характеристик валидности методики.
Виды проекции
ВИДЫ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат projectio — выбрасывание вперед) — со вокупность методик, направл. на исслед.личности и разраб. в рамках проективного диагност. подхода Понятие проекции для обозначении этих методик было впервые использов.нт Л.Франком. Различают следующие группы П. м.:
1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (см. Роршаха тест);
2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого (см. Мира тест);
3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (см. Тематической апперцепции тест);
4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (см. Психодрама)-,
5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (см. «Дом- дерево—человек» тест)\
6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (см. Люшера цвета выбора тест);
7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории (см. «Завершения предложения методики»).
Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста*).
7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
Принцип компетентности
1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
Принцип ответственности
1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
Метод Рошарха
Методика разработана Германом Рошархом. Применяется для исследования личности и ее личностных нарушений. Он отметил связь между фантазио-подобной продукцией и типом личности.
Стимульный материал состоит из 10 табличек с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями — «пятнами». Каждая таблица представляет собой копию с оригинала, полученного при складывании пополам листа бумаги с нанесенным на нее чернильным пятном. Каждая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций. Картинки предъявляются с 1й и заканчивая 10й,можно рассматривать в любом положении, но изменение положения фиксируется. Время ответов не ограничивается, но фиксируется. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать не рекомендуется важно, чтобы испытуемый чувствовал себя как можно более непринужденно. подчеркнуть, что испытуемый может давать любые ответы, ни один из которых не будет оцениваться как правильный или ошибочный. Инструкция: «Что бы это могло быть? На что это похоже?». Если испыт. даёт много толкований, то останавливаем после 8-10 ответов. Если после предъявления картинки возникает пауза, то через 1 мин. можно повторить вопрос. Если в течении 2 мин. испытуемый молчит, то надо предложить следующую картинку. Обследование взрослого, здорового человека занимает 20-30 минут, затем опрос. Цель— уточнение ответов. Опрос ориентирован на выявление того, как испытуемый пришел к формулировке того или иного ответа, где, на каких деталях фиксируется его внимание, почему выбран именно этот образ. При формулировке следует избегать прямых или наводящих вопросов. Каждый ответ испытуемого формализуется в определённых категориях: 1) локализация (вся картинка или отдельный участок) указывает на способ подхода к познанию объектов и явлений окружающей действительности, стремление охватить ситуацию во всей сложности, взаимозависимости ее компонентов или интерес к частному, специфическому, конкретному.; 2) детерминанта( форма, движение, цвет, оттенки); 3) определение уровня формы; 4) содержание- заключается в отнесении ответа к одной из категорий классификации; 5) оценка оригинальности и популярности ответа.
Ответом считают высказывание, соответствующее целой кляксе или ее частям. Различают основные ответы (спонтанные) и дополнительные (полученные во время опроса).
Определение пределов чувствительности- экспериментатор сознательно оказывает давление на испытуемого, чтобы вызвать те реакции, которых тот избегает. Обычно просят выбрать самую приятную таблицу, затем самую неприятную: привлекают внимание испытуемого к тем особенностям пятна, которые игнорировались им при спонтанных высказываниях, наконец. предлагают образцы возможных интерпретаций, отличных от тех, которые дает сам испытуемый.
Тест основан на предположении, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.
Проективн методика для оценки внутрисемейных отношен.
Схема проведен. и интерпретац. Рез-тов разработана Вульфом. В рис-ке анализ-ся:
а) последов-ть рисования чл. Семьи, их пространствен. Расположен.;
б) отлич. в формах и пропорц. фигур;
В рисунках (по Л. Корману) анализируют:
а) графическое качество;
б) формальную структуру(располож. Чл. семьи).
в) содержание(анал. Смысла рис-ка)
Показана надеж-ть по внутр. соглас-ти, ретестов. над-ть. Валид-ть устанавл-лась на основе кореляц. С показат. «Опросн. Род-го отношен.»
49. Тест «Дом-Дерево-Человек»
Проективн. методика исслед. личности была предложена Буком. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.
Обследуемому предлаг. нарисовать дом, дер. и чел. Затем проводится опрос.
«Д-Д-Ч» возможноиспользов. Для определ ур интеллект-го развит.
Зарубежн. Исслед. считают необходим. дополнит. Изуч. Валид-ти т. «Д-Д-Ч» как инструмента измерен. Интел-го развит. и личн-х особен.
Др. способом интерпретац. может быть порядок, в кот. Выполн-ся рис. дома, дер. и чел. Если перв. нарисовано дер., значит, основн. для чел. — жизнен. энергия. Если перв. Рис.дом, то на 1-м месте безопасность, успех или, наоборот, пренебрежен. этими понятиями.
50. Тест «Несуществующее животное»
Проективн. методика, направлен.х на исслед..
Методика была предложена М.З. Друкаревич.
Показана удовлетворит. валидн. конвергентная методики путем установлен. связи м/д рез-ми, получен. с ее помощ., и дан. др. личностных методик на материале обследован. пациентов психиатрич. клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД. Валидность подтверждена при дифференциации больн. Невроз. и здор.
51,53 Восьмицветовой тест М.Люшера:общ. сведения о назначен. Теста теоретич. конструкте.Валидность и надежность
(ЛЮШЕРА ЦВЕТА ВЫБОРА ТЕСТ) — проективная методика исследования личности.
Теоретический конструкт: Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов, опубликована М. Люшером в 1948 г. Тест чувствителен даже к малейшим изменениям актуального состояния и может быть использован для изучения личностных особенностей.
Назначение:Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции. Методика лаконична и проста, как в проведении, так и в интерпретации, выявляет наиболее непосредственные и неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств, при этом полученные данные демонстр. тип реагиров.на средовые возд., степень подвластности или сопротивл. этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты.
Данные о валидности и надежностиЛ.ц. в.т. неоднозначны. В отеч. исслед. изуч. валидность Л.ц.в. Исслед.связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием.
52. Психодиаг-ка с помощ. 8-цвет-го набора теста Люшера: общ. сведен. о процед. провед. и интерпретац. данных.
Стимульный материал Л. ц. в. т. состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов 25 различных цветов и оттенков. Обычно используется неполный набор из 8 цветных квадратов
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций.
Хар-ка признаков | Пассивные, ориентирован. субъективно | Активн., ориетир. объективно |
Детерминирован. Гетерономно-объективно | синий | желтый |
Детерминирован. автономно-субъктивно | зеленый | красный |
Стандартизация шкал: шкала стенов, шкала станайнов. стандартная IQ
Примером нелинейно преобразованной в стандартную шкалу является и шкала станайнов (англ, standart nine — стандартная девятка), где оценки принимают значения от 1 до 9, а М = 5, сигма = 2.
Первичные показатели легко преобразуются в станайны. Для этого испытуемых ранжируют по возрастанию результатов и из них образуют группы с числом лиц, пропорциональным определенным частотам оценок в нормальном распределении тестовых результатов.
При трансформации оценок в шкалу стэнов (от англ. Standart ten — стандартная десятка) проводится аналогичная процедура. С той лишь разницей, что в основании этой шкалы лежат десять стандартных интервалов.
Этой шкалой пользоваться не так удобно, поэтому ее используют гораздо реже, чем станайны. Стандартная десятка используется в тесте Р. Кеттела.
IQ-показатель стандартный — вид оценок шкальных. IQ-n. с. выступает в качестве эталонного при разработке системы оценок и интерпретации результатов в современных тестах интеллекта.
В стандартиз. виде IQ-n. с. представляет собой шкалу оценок со средним значением 100 и стандартным отклонением 16.
Выбор значения стандартного отклонения связан со стремлением приблизить шкалу IQ-п. с. к оценкам относительного IQ, используемого в Станфорд-Бине умственного развития шкале. Эта методика является одной из наиболее распространенных. Значения IQ, соответствующие различным градациям интеллектуального развития, приняты в качестве эталона для интерпретации и классификации результатов. Так, значения IQ-n. с. в пределах 40-70 единиц соответствуют разным степеням умственной отсталости, 90-109 — «норме», 120-129 —высокому уровню интеллектуального развития.
Наряду с такими известными тестами, как Векслера интеллекта измерения шкалы, Векслера памяти шкала, Равена прогресс. матрицы, IQ-n. с. в кач-ве шкальной оценки прим. и во многих др. методиках психодиагностики. IQ-n. с. — первый уровень анализа данных, получаемых с помощью тестов интеллекта.
5 Репрезентативность как критерий качества теста и правила ее обеспечения при конструировании и адаптации тестов.
Репрезентативность—психометрическое свойство теста. Понимание смысла этого требования к тесту помогает правильно учитывать ограничения в сфере применения теста.
Проверка репрезентативности тестовых норм осуществляется с помощью анализа так называемого распределения частот тестовых баллов. Одним из простейших методов является проверка нормальности этого распределения. Более сложный и универсальный подход предполагает сравнение двух распределений, построенных для двух случайных половин выборки стандартизации. Если два этих распределения оказываются практически тождественными, то можно говорить о репрезентативности тестовых норм.
Для обеспечения репрезентативности выборки данных необходимо учесть ряд обязательных для любого исследования условий. Среди них важнейшими являются следующие: а) каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попадания в выборку; б) выборка переменных производится независимо от изучаемого признака; в) отбор производится из однородных совокупностей; г) число единиц в выборке должно быть достаточно большим; д) выборка и генеральная совокупность должны быть по возможности статистически однородны (х (выб) – х (ген) → 0), показатели вариации при увеличении числа наблюдений сближаются между собой: .
Статистическое определение репрезентативности в практической психодиагностике необходимо для установления репрезентативности норм психометрического теста, а также обоснованности выборки, на которых проводится стандартизация методик. В широком понимании репрезентативность связана с комплексом характеристик валидности методики.