- Cамый краткий курс по классификации шрифтов
- — брусковая антиква-
- — формальные рукописные-
- — неформальные рукописные-
- Основные характеристики шрифтов
- Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов
- Характеристики шрифтов
- Классификация шрифтов
- Популярные шрифты для полиграфии и веб-дизайна
- Шрифты для вывесок и табличек
- Программы для шрифтов
Cамый краткий курс по классификации шрифтов
На первый взгляд кажется, что за всю историю письменности придумано так много шрифтов, что разобраться в них просто невозможно. На самом деле все гораздо проще и все эти бесконечные вариации окружностей и палочек легко умещаются в стройную и простую систему.
Все шрифты делятся на четыре большие группы, как времена года или стороны света: 1. антиква с засечками2. гротеск без засечек3. рукописные, имитирующие человеческий почерк4. акцидентные для заголовков и плакатов.
Стиль: академический, классический, традиционный, консервативный, элегантный. Где найти: деловые газеты, научные статьи, книги, учебники, документация.
Если бы шрифты можно было бы сравнить с цивилизациями, антиква, несомненно, была бы представителем западной. Эти шрифты формальны, строги и имеют самую длинную историю. У них традиции и манеры. Особенность антиквы, как уже говорилось, засечки — накрахмаленные воротнички и манжеты букв, элементы, которые делают шрифт устойчивее, основательнее, аккуратнее. Антикве хорошо удается передавать смысл деловых документов, научных справочников и статей, больших объемных текстов. Бизнесмен с газетой скорее всего пробегает глазами антикву, студент, сдающий сессию, имеет дело с засечками.
Скругление засечек в местах примыкания к основному штриху и наклонная ось овальных элементов, умеренная контрастность. Примеры: Arno Pro, Adobe Garamond, Bembo, Dante, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Sabon.
Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве более явная, чем в старом стиле, но менее четкая, чем в антикве нового стиля. Примеры: Times New Roman, Baskerville, Caslon, Georgia и Bookman.
отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками. Примеры: Didot и Bodoni.
— брусковая антиква-
Разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Как, например, заголовки GoDesigner:
Стиль: современный, легкий, нейтральный, функциональный. Применение: деловые, технические и электронные документы, учебная литература, архитектура, интернет и цифровые технологии.
Это, несомненно, шрифтовой север — минималистичный, четкий, функциональный и прямолинейный, как шкаф из Ikea, не терпящий никаких излишеств, как например засечки антиквы или росчерки рукописных шрифтов. Эти элементы, как атавизм, исчезли за ненадобностью. Гротескные шрифты — это новая история, конструктивизм и Баухаус, космос и компьютеры. Лента Фейсбука — гротескный Gotham. Компании Microsoft, Panasonic и даже NASA используют вездесущую Helvetica.
Переходное звено в шрифтовой эволюции от антиквы до гротеска, буквы с небольшим контрастом. Примеры: Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk.
Самые нейтральные, одноширинные шрифты почти без контраста. Примеры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers.
Имеют большую контрастность в толщине штрихов. И гуманистическими они названы не случайно, а потому что напоминают рукописные (пером). Примеры: Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.
Как ясно из названия, строятся на основе геометрических форм. Пример: Futura и Geometria.
Стиль: поэтический, художественный, декоративный. Применение: оформление приглашений, альбомов, изысканные заголовки, вывески, поздравительные открытки.
Представьте себе сосредоточенного китайского мастера, выводящего пером иероглифы. Да, рукописные шрифты прекрасны, непостоянны и изящны, как восток. Они кружат своими росчерками, как турецкие дервиши, и чаще похожи на арабскую вязь и иероглифы. В рукописных шрифтах слишком много непостоянства, поэтому они кажутся человечнее и могут служить классической поэзии (как, например, формальные) и современному уличному искусству (как неформальные). Но слишком много на них не прочитаешь — в больших объемах они становятся приторными, как халва. Рукописные шрифты легко отличить по окончанию sсript в названии.
— формальные рукописные-
чаще всего курсив, с большим количеством вензелей, эдакое шрифтовое барокко. Примеры: Kuenstler sсript.
— неформальные рукописные-
Не такие старомодные как формальные и в принципе, похожи на большинство почерков современного человека, не обладающего каллиграфическим навыком. Примеры: Mistral и Brush sсript.
Стиль: декоративный, народный, фантазийный. Применение: реклама, вывески, логотипы, заголовки.
Это все странные, стилизованные, художественные, дизайнерские и слегка ненормальные шрифты. Читать с их помощью большие объемы текста – получится едва ли. Они лишь могут обрамлять его, быть эдакой вишенкой на торте. Акцидентные не знают правил, их начертания ограничиваются только фантазией дизайнера. Их уместно сравнить с пестрым многообразием юга: экзотической флорой и фауной джунглей или магическими орнаментами африканских племен. Реклама, вывески, заголовки, логотипы, словом все, что умещается в двух-трех словах — вот ареал обитания этой группы.
Основные характеристики шрифтов
Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка.
В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. Шрифты являются неотъемлемой частью граффити, а также тэггинга и бомбинга.
Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.
Основные характеристики шрифтов
§ начертание: прямой, курсивный;
§ насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
§ ширина: нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины;
§ размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);
Кегль — параметр шрифта, означающий размер его литер в высоту. Кеглю включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом и пробельное расстояние снизу её. Величина кегля определяется числом пунктов. Самые употребительные текстовые шрифты по величине кегля — 6, 7, 8, 10, 11, 12. Шрифты на кегль 4 и 5 употребляются очень редко Литер — буквенное обозначение в адресе какого-либо объекта, позволяющее быстрее его найти
Гарнитура шрифта – это полиграфический термин, объединяющий набор шрифтов, которые отличаются по размеру, начертанию, наличию или отсутствию засечек на концах линий, по соотношению размера высоты прописных и строчных знаков, величине верхних и нижних выносных элементов, плотности, но близких по характеру и отличительным знакам рисунка.
Сегодня в нашем распоряжении имеются тысячи различных шрифтов. Шрифты можно классифицировать на несколько категорий и сделать это можно по-разному. Применительно к нуждам скрапбукинга, целесообразно выделить следующие 5 категорий.
1. Шрифты с засечками
2. Рубленные шрифты
Нам важно научиться различать шрифты из различных категорий. Это просто необходимо для того, чтобы потом научиться их комбинировать. Итак, рассмотрим каждую категорию подробно.
1. Шрифты с засечками имеют небольшие поперечные линии на концах штрихов и имеют переход от толстой линии к тонкой.
В этой категории можно выделить еще несколько групп:
Старый стиль – имитирует письмо клинообразным пером, а потому поперечные засечки располагаются под углом и переход от толстой линии к тонкой имеет среднюю выразительность, нажим диагональный. Эти шрифты неброские, а потому они идеальны для набора длинного текста, т. к. в этом случае ничто не будет мешать чтению.
Современный стиль (модерн). Шрифты, как и дизайн в целом, попадают под влияние культурных изменений и общих модных тенденций. В 1700-х годах общее развитие технологии привело к появлению новой группы шрифтов. Они больше не подражали рукописной манере. Засечки в этом шрифте очень тонкие и не имеют наклона, нажим вертикальный. Внешний вид современных шрифтов отличается элегантностью и некоторой холодностью.
Египетский стиль или Claderon. Эти шрифты были созданы для рекламных целей, т. к. издалека они смотрятся гораздо выразительнее, чем современные шрифты. Они отличаются большей толщиной и слабым или полностью отсутствующим переходом от толстого штриха к тонкому. Они также прекрасно подходят для набора длинных текстов, но выглядят темнее, чем шрифты старого стиля.
2. Рубленные шрифты не имеют засечек и единообразны по толщине. Эта группа шрифтов (особенно шрифты большой толщины) прекрасно помогает создавать работы, приковывающие внимание.
3. Рукописные шрифты имитируют текст написанный вручную ручкой, пером, кисточкой и т. п. В этой категории так же можно выделить подкатегории:
o Шрифты с соединительными штрихами
o Шрифты без соединительных штрихов
o Имитирующие ручной почерк
o Напоминающие традиционные каллиграфические стили
Эти шрифты выглядят, как правило, довольно декоративно, а потому не стоит их использовать для набора длинных текстов. Они будут плохо смотреться в тексте, выполненном только заглавными буквами. Зато набранные большим кегелем такие шрифты могут создавать потрясающие эффекты. Запомните это для нашего следующего урока по сочетанию шрифтов.
4. Машинописные шрифты имитируют текст, набранный на печатной машинке. Их нередко относят к категории декоративных шрифтов, однако мы предпочитаем выделить их в отдельную категорию, т. к. они очень хорошо сочетаются со шрифтами других групп, в отличие от декоративных шрифтов.
5. Декоративные. В эту категорию можно условно отнести все остальные шрифты. Они совершенно не подходят для длинных текстов, но в них есть своя прелесть. Они красивы и забавны, с ними интересно работать и можно достичь множества выразительных декоративных эффектов. С другой стороны именно их броскость значительно ограничивает диапазон их применения.
Что же касается скрапбукинга, то без декоративных шрифтов просто невозможно его представить. Они незаменимы при оформлении заголовков, художественных текстовых блоков. Осторожное и дозированное применение этих шрифтов придаст особую броскость и яркость вашей страничке. Но, повторюсь, осторожное и дозированное.
http://www. *****/webmast/css2/fonts. php
Пропорциональный шрифт — это шрифт, знаки (кегельные площадки знаков) которого имеют разную ширину в зависимости от пропорций буквы. Этим он отличается от моноширинного шрифта, в котором литеры не отличаются по ширине друг от друга.
В пропорциональных шрифтах ширина каждого символа зависит от его рисунка: например, точка, запятая, буква «i» занимают совсем мало места; промежуточную ширину имеют «о», «н», «п», «с», а буквы «ж», «ш» — шире всех других.
В оформлении Википедии применён именно пропорциональный шрифт.
Моноширинный, или непропорциональный шрифт — это шрифт, все знаки (точнее, кегельные площадки знаков) которого имеют одинаковую ширину. Этим он отличается от пропорционального шрифта, в котором литеры отличаются по ширине друг от друга.
Первые моноширинные шрифты были разработаны для пишущих машинок, так как реализация механической печати пропорциональным шрифтом требовало значительного усложнения печатающего узла. Конструкция электромеханических печатных машинок и телеграфных аппаратов также предполагала использование моноширинных шрифтов.
В качестве примера пропорциональных шрифтов можно привести Arial или Times New Roman. Примером моноширинных шрифтов может служить Courier или Courier New.
Чаще встречаются пропорциональные шрифты. Они считаются более приятными для чтения.
Моноширинные шрифты используются, в основном, в официальных бумагах, а также программистами, веб-мастерами. Также моноширинные шрифты применяются в автомобильных номерах, в паспортах и водительских правах.
Первые компьютеры были далеки от проблем полиграфии. Они предназначались в основном для вычислений, и печать результатов была второстепенным делом. Для печати использовались устройства типа телетайпа (практически это электрическая пишущая машинка, управляемая компьютером) или широко распространенные в 60-80 годы аппараты под названием АЦПУ (алфавитно-цифровое печатающее устройство). К сожалению, качество печати на АЦПУ было невысоким. Молоточки ударяли по бумаге неровно и с разной силой; лента, использовавшаяся для печати, быстро стиралась, была неравномерно окрашена.
Первыми по-настоящему компьютерными шрифтами можно считать векторные и матричные шрифты. Векторные шрифты используются для вывода на графопостроители и векторные дисплеи. Символы задаются в виде набора векторов, определяющих перемещение пера графопостроителя по бумаге или электронного луча в трубке векторного дисплея. Эти шрифты имеют ограниченный круг применения, связанный с выводными устройствами векторного типа.
Векторные шрифты отличаются тем, что могут принимать любой размер. И наоборот, растровые шрифты проектируются на определенный кегль (размер).
Поэтому растровые шрифты обычно искажаются при увеличении или уменьшении кегля, то есть на диагональных линиях появляются зазубрины, а кривые изображаются ломаными линиями.
Растровый шрифт – компьютерный шрифт, в котором рисунки букв задаются как растровые картинки, то есть набор точек (пикселей), формирующих символы. Например, заглавная буква I задается как столбец из 12 точек и двух перекладин из 6 точек каждая.
Делать повороты без потери качества для символов растрового шрифта можно на 90, 180, 270, 360 градусов. Примеры растровых шрифтов – Courier, MS Sans Serif, MS Serif, Symbol.
Растровые шрифты раньше широко использовались на мониторах с низким разрешением и на матричных принтерах. Сегодня растровые шрифты вновь «входят в моду» и используются, например, когда требуется четкое изображение мелкого текста.
Векторные шрифты содержат символы, каждый их которых имеет математическое описание, точнее, представляется в виде набора отрезков (векторов).
Масштабирование векторного шрифта производится простым умножением имеющихся координат на необходимый множитель. Это позволяет сохранять качество изображения символов на одинаковом уровне вне зависимости от их размеров.
Кроме того, символы векторных шрифтов можно наклонять под любым углом, вращать, сжимать, растягивать и т. п. Для воспроизведения символа векторного шрифта на мониторе или на принтере выполняется растеризация – преобразование векторов в растровые образы.
Растровые шрифты устроены просто, так как являются картинками, состоящими из точек. Их легко воспроизвести на мониторе или на принтере без предварительных вычислений. Отсутствие вычислений экономит объем ресурсов компьютера, а это было важным фактором до середины 1990-х годов.
Сейчас ресурсы компьютеров многократно увеличились. Это привело к тому, что растровые шрифты, являющиеся немасштабируемыми, применяются реже. В настоящее время пользователями ПК, в основном, используются векторные шрифты.
В виндоус имеются стандартные наборы символьных шрифтов (обычно), а именно: webdings, wingdings, wingdings 2, wingdings 3. Плюс разные математические. В них можно найти огромное количество значков и иконок на все случаи жизни, виньетки для оформления и т. п.
Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов
Полиграфический шрифт – один из базовых изобразительных элементов. Без него не обходятся текстовая печать, производство рекламных конструкций, веб-дизайн. Разные шрифты используются при изготовлении печатной полиграфии, интерьерной и наружной рекламы, обычных и световых вывесок, крышных конструкций с объемными буквами и пр. Являясь носителями информации, они во многом определяют восприятие текста потенциальными покупателями, представителями целевой аудитории.
Как средство воспроизведения текста, шрифт имеет графические и стилевые особенности. Они определяют его назначение, роль. Для печати научной и художественной литературы могут использоваться разные шрифты. В рекламе и веб-дизайне и вовсе их выбор не ограничен.
Характеристики шрифтов
Шрифтов существует огромное множество. Все их объединяет наличие шести основных характеристик:
Последняя характеристика актуальна для традиционных печатных шрифтов. Насыщенность позволяет выделять части текста без изменения размера и типа шрифта. Буквы могут быть светлыми, жирными, полужирными.
Существуют и другие характеристики шрифтов. Например, экономичность зависит от количества знаков, размещаемых в строке. А гигиеничность определяется удобочитаемостью. Последняя зависит от скорости восприятия отдельных знаков и текста в целом. На удобочитаемость влияют все характеристики шрифта: кегель, начертание, гарнитура и т. п. С уменьшением размера букв и изменением начертания она снижается. Это следует учитывать, подбирая шрифты для рекламной полиграфии, табличек, вывесок, штендеров.
Классификация шрифтов
Классифицируются шрифты по различным признакам. Прежде всего, это графическая основа. Знаки шрифта могут быть классическими/стандартными, узкими, широкими, сверхширокими и сверхузкими. Характер заполнения штрихов тоже меняет визуализацию шрифта. Он может быть обычным, контурным, оттененным, выворотным, штрихованным.
Все варианты, отличающиеся от стандартного, в базовой текстовой печати используются редко. А вот в рекламе они нашли широкое применение. Шрифты с оригинальной графикой уместны на афишах, листовках, буклетах, пригласительных билетах, в рекламных изданиях и т. п. Номенклатура шрифтов давно вышла за рамки ГОСТ 3489.1-71, 3489.38-72. Определяется она, по сути, возможностями издательского программного обеспечения.
Не будем больше вдаваться в графические подробности и рассмотрим более практико-ориентированную классификацию шрифтов – по назначению.
В типографиях повсеместно используется 4 категории шрифтов:
Каждая категория имеет свои особенности. Титульные шрифты позволяют выделять заголовки, подзаголовки в статьях, визуально отделять информационные блоки в буклетах и другой печатной продукции.
Выделительные шрифты могут иметь одинаковый с текстовыми кегель. Свои функции они выполняют за счет жирного, полужирного начертания, наклона, затенения и т. п.
Текстовые шрифты обычно применяются в журнальной, книжной, газетной печати. Их отличительная характеристика – прямое светлое начертание без засечек. Все чаще обычные текстовые шрифты используются для листовок, буклетов, рекламных плакатов. Они привычны, хорошо воспринимаются, при чтении не сливаются.
Плакатно-афишные шрифты отличаются большим размером букв. Их начертание и другие графические характеристики могут быть любыми.
Популярные шрифты для полиграфии и веб-дизайна
Вне зависимости от масштаба и значимости реализуемого проекта, следует уделять максимум внимания шрифтам. На это есть несколько причин. Шрифт – не просто графический элемент для отображения текста. С его помощью можно привлекать и удерживать внимание, передавать эмоциональную составляющую информационного или рекламного сообщения.
Что касается выбора вида шрифта, здесь все индивидуально. Стоит отметить, что вариантов графического отображения текста настолько много, что рациональнее рассматривать их по семействам.
Первым популярным в типографиях и веб-пространстве семейством является Serif. Его характерные черты – засечки и штриховой выступ в верхней части символа. Также шрифты данного семейства отличаются плавностью перехода при изменении толщины линий. Times New Roman, Georgia, Courier New и египетский стилизованный Clarendon – классика жанра, которая популярна и знакома не только web-дизайнерам и работникам типографий.
В семействе Sans serif представлены традиционные рубленые шрифты. Они не имеют засечек, и плавность линий – это точно не про них. В журналах, газетах, на листовках, календарях, в буклетах тексты нередко печатаются с помощью Comic Sans, Tahoma, Verdana, Arial. Преимущества шрифтов очевидны. Текст выглядит современно, стильно, отлично воспринимается.
В веб-дизайне также часто используется семейство рукописных шрифтов. Имитация почерка человека – известный прием для повышения лояльности пользователя к представленной на сайте информации. Рукописные шрифты рекомендованы для коротких сообщений. Используются чаще всего Anfisa Grotesk, Calligraph, Rosamunda One, Annabelle, Andantino script.
Остальные шрифты относят к семейству декоративных. Их удел – заголовки, логотипы и пр. Неплохо зарекомендовали себя на этом участке работы Open Sans, Academy, Taurus, PT Sans.
Шрифты для вывесок и табличек
Тексты, которые должны восприниматься с определенного расстояния, предусматривают использование шрифтов из нескольких семейств. На пике популярности – Sans Serif (без засечек). Его называют простым, легким в прочтении, корпоративным. Чаще всего на информационных табличках используются шрифты этого семейства. В рекламе особенно популярны некоторые из них.
Самым влиятельным шрифтом в графическом дизайне признан Helvetica. Существует множество версий: латинская, еврейская, хинди, японская, греческая. В логотипах, на вывесках, в наружной рекламе Helvetica используется ведущими мировыми брендами, такими как Energizer, BMW, Microsoft, Toyota, Nestle, Motorola.
Futura – еще один достаточно популярный шрифт, основанный на строгой геометрии. Ему немногим меньше сотни лет. Но «шрифт будущего» не сдает позиций. Он является лучшим подтверждением, что все гениальное – просто.
Еще одним топовым шрифтом указанного семейства является Franklin Gothic. Ему нет равных в рекламных кампаниях. Этот шрифт лидирует на баннерах и билбордах. Он нередко используется для объемных букв. Эффектен Franklin Gothic в светящихся вывесках. Большое количество версий шрифта позволяет экспериментировать с графическим дизайном.
Из семейства брусковых шрифтов особенно популярен в рекламе Rockwell. Этот представитель Slab serif известен с XIX столетия. Он претерпел изменения, стал современным и удобным для размещения надписей на вывесках и табличках.
В наружной рекламе также широко используется Univers, очень похожий на Helvetica. Этот шрифт прекрасно читается с большого расстояния. До рекламной сферы он использовался преимущественно в аэропортах. Также до сих пор Univers можно увидеть на дорожных знаках.
Программы для шрифтов
Работа со шрифтами может быть удобной, эффективной и не требующей больших затрат времени. Все, что нужно, – выбрать подходящую программу. Тип ПО необходимо подбирать в соответствии с целью дизайна. Это может быть быстрый поиск шрифта с учетом особенностей конкретного проекта или создание новых гарнитур в типографике.
Быстрое, удобное проектирование и управление шрифтами обеспечивают графические редакторы. Один из наиболее популярных – CorelDRAW. Программа проста, интерфейс интуитивно понятен, есть выбор инструментов (перо, безье и т. п.) для работы с рублеными и простыми декоративными буквами.
Профессионально работать со шрифтами позволяет и FontCreator. Редактор активно используют создатели гарнитур для скорочтения. Он удобен, если проект содержит сплошной текст. Редактор можно использовать вместе с Adobe Illustrator, в котором разрабатываются чертежи букв. Генерация шрифта осуществляется в FontCreator.
Нужно отредактировать шрифт, сохранить его в корректном формате? BirdFont поможет! Эту программу отличает адаптированное для максимально точной работы поле. Рисовать буквы можно прямо на нем. Импорт изображения с последующим вычерчиванием по образцу тоже доступен.
Работая со шрифтами, важно помнить две вещи. Совсем не обязательно использовать один шрифт для оформления всего рекламно-полиграфического изделия или страницы сайта. Экспериментируйте, но запомните, что креативность в ущерб удобочитаемости – плохой признак. Не переусердствуйте с экспериментами!