Понятие «Метод», «Методика»
Психодиагностика, как область научного исследования.
История развития психодиагностики.
Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.
Эти функции выполняются для решения практических задач и объединяются понятием «постановка психологического диагноза». Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает «распознавание», «обнаружение».
Согласно современному общенаучному преставлению, под термином «психодиагностика» подразумевается распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении (см. приложение 1).
Хотя история психологической диагностики насчитывает довольно длительный срок, термин «психодиагностика» появился только в начале ХХ века. Его распространение связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Г. Роршаха. В 1921 году вышла в свет его книга под названием «Психодиагностика». Монография была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или как называл их сам Г. Роршах – клякс (см. приложение 2).
Можно заключить, что, несмотря на разнообразие источников, лежащих в основе становления психологической диагностики, психодиагностика сформировалась как самостоятельная прикладная психологическая дисциплина. Развитию психологической диагностики способствовали потребности в обществе, прежде всего развитие промышленности, образования, медицины, военного комплекса в более точных количественных методах оценки признаков свойств личности. Исходные позиции разных авторов при построении психодиагностического инструментария различны.
Современная психодиагностика используется в медицине и образовании, управлении персоналом и профориентации, прогнозировании социального поведения (разводов), судебно-медицинской экспертизе, психологическом консультировании, психологии личности и межличностных отношений и т.д.
Психодиагностика как теоретическая дисциплина, опираясь на положения психологии и социальной психологии, разрабатывает принципы и методы постановки психологического диагноза, как практика – это специфическая форма деятельности по постановке диагноза (выявления свойств, характеристик, типов и т.д.).
Профессионально – этические аспекты психодиагностики.
«Объектом» изучения в психологии являются люди. Изучение людей в корне отличается от исследования объектов физического мира, однако только в конце ХХ в. ученые-психологи начали вырабатывать уважительный подход к людям, которые принимают участие в их экспериментах, т. е. стали задумываться об этических нормах, которые должны соблюдать психологи. Разработкой этических норм и стандартов занимаются профессиональные общественные организации, объединяющие психологов разных стран.
Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд социально-этических требований (см. приложение 3).
Понятие «Метод», «Методика»
Как любая научная дисциплина психодиагностика имеет методологическую основу, определяющую конкретные практические методы исследования. Методология – это совокупность основных фундаментальных принципов науки. Психодиагностика базируется на теоретических положениях общей психологии, ее отраслей (предметных областей), положениях социальной психологии, а также использует данные психометрики.
Целесообразно разделять понятия «метод», «методика» и «техника диагностирования». Под методом следует понимать универсальный способ познания и описания явлений действительности, в основе которого лежит определенный теоретический принцип. Под методикой – совокупность технических способов и средств, модифицирующих данный метод своеобразием, последовательностью и взаимосвязью этих способов и средств.
Методика всегда «привязана» к изучению какого-либо конкретного предмета в отличие от метода, который носит более общий и, следовательно, универсальный характер. Методика содержит доступные для пользователя критерии фиксации диагностической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию. Иначе говоря, методика – это уже решенная психодиагностическая задача, имеющая способы получения информации, возможные ее варианты, значение этих вариантов. Многие методики в психологии носят имена их авторов (тест Роршаха, диагностики межлич-ностных отношений Лири и т.д.).
Под техникой диагностирования принято понимать совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода (например, приемы статистического анализа, контроля надежности информации, измерения количественных характеристик и т.д.).
Лк.3. Психологическая диагностика как направление в деятельности практического психолога (1 ч.)
1. Психологическая диагностика как направление деятельности практического психолога, ее задачи.
2. Методы и методики психологической диагностики. Банк диагностических методик.
3. Этапы проведения диагностики. Построение диагностической программы. Требования к заключению.
Вопрос 1. Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально- психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти функции выполняются для решения практических задач и объединяются понятием «постановка психологического диагноза». Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает «распознавание», «обнаружение». Согласно современному общенаучному преставлению, по термином «психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
Практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений (диагнозов), с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного состояния, процесса к констатации этих психологических «переменных».
Общие задачи психодиагностического исследования 1.Психодиагностика позволяет установить и определить у человека те или иные психические свойства или особенности поведения. 2.Психодиагностика устанавливает развитость данного свойства, его выражение в качественных и количественных единицах. 3.Психодиагностика позволяет проводить описание диагностических особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо. 4. Психодиагностика позволяет сравнивать степень развитости изучаемых свойств у разных людей. Психодиагностические задачи могут различаться в зависимости от того, в каких частных областях психологом ставится диагноз. Задачи определяются также ограничениями в использовании методов и характеристиками ситуации. Выделяют два типа ситуаций: ситуация клиента и ситуация экспертизы. Задачи могут также дифференцироваться с точки зрения дальнейшего использования результатов диагностики.
Вопрос 2. Чешский психолог Й. Шванцер предлагает более простую классификацию, из-за чего, она чаще применяется в практической деятельности психолога. Автор выделяет группы психодиагностических методов, опираясь на следующие основания: используемый материал, количество получаемых показателей, правильность решений, психическая активность испытуемых, форма ответов.
Классификация психодиагностических методов (Й. Шванцер)
Критерии классификации Методы
Банк диагностических методик имеет следующие рубрики:
Требования к программе психодиагностического обследования В системе комплексной психодиагностики особое внимание уделяется проблеме создания программы методик. 1. Программа методик должна быть узкоспециализированной (т.е. направленной на решение конкретной задачи), но разносторонней, т.е. направленной на объективное измерение состояния индивида (или группы) в конкретный момент. 2.Программа методик должна состоять из следующих элементов: –инструкции для испытуемого; –содержания самого теста или группы тестов; –ключа к расшифровке полученных результатов; –инструкции по интерпретации результатов тестирования; –методику обучения для тестолога или специалиста-смежника; 3. Критерии. При подборе методик в программу, в первую очередь, необходимо выбрать критерии, по которым можно судить об эффективности обследования. Можно выбрать несколько нетрудоемких методик, адекватных избранным исходным критериям. 4. Для исследования конкретного индивида часто приходится изменять не только состав методик в психодиагностической программе, но и корректировать методику проведения самого теста или разрабатывать новый. Нужно проверить эту новую методику на валиность, надежность и т.д. Таким образом, выбор программы обследования (оптимально от 4 до 5 тестов) определяется целями и задачами, учитывается интеллектуальный уровень развития испытуемого, его психические состояния и отношение испытуемого к самому процессу тестирования. Для решения узкоспециальной задачи программа состоит из 4-5 методик. При комплектовании методик в программу следует учесть последующий эффект применения методик. Не следует на первых этапах применять методики высокой степени открытости т.к. это вызывает негативизм у клиента и срабатывают механизмы психологической защиты. Необходимо постепенное наращивание глубины диалога с испытуемым, укрепление доверия и установления обратной связи.
Требования к заключению.
Каждое заключение обычно составляется как ответ на поставленный заказчиком вопрос. Примерный алгоритм заключения 1. Описание проблем, жалоб индивида (например, на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости). 2. Описание плана и программы диагностики. 3. Краткое описание специфики работы испытуемого с методиками (уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность в исследовании, критичность в самооценке). Чем сохраннее личность, тем обычно глубже выражена эмоциональная реакция на диагностику в целом. Безучастное отношение к факту тестирования наблюдается при глубокой депрессии и существенных отклонениях от нормы. 4. Ответ на конкретный вопрос заказчика. Эта часть заключения излагается в виде отдельных положений, доказывающих или опровергающих исходную гипотезу, и иллюстрируется данными тестирования. 5. В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при тестировании. Резюме ни в коем случае не должно содержать суждение о диагнозе, т.к. психотерапевтический диагноз может быть лишь итогом общего клинического изучения субъекта.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Трактовка термина «психодиагностика».
Трактовка термина «психодиагностика».
Термин ПД (от гр. Diagnosis) означает «распознавание».
ПД рассматривается и как теоретическая дисциплина, и как экспериментально-практическая.
Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности.
«психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
2. Задачи и области применения психодиагностики.
1) установление наличия определенных свойств или особенностей поведения у того или иного человека 2) определение уровня развития определенного свойства, его выражение в определенных количественных и качественных показателях 3) описание психологических и поведенческих особенностей человека 4) сравнение степени развитости изучаемых свойств у отдельных людей
1) в целях оптимизации обучения и воспитания
– диагностика психологической готовности к школе
— контроль за личностным и интеллектуальным развитием ребенка
— выявление учащихся, с которыми необходимо проводить психокоррекцию интеллектуальной сферы
— отбор в специальные классы и школы
— диагностика стиля деятельности учителя,
— решение разнообразных проблем межличностного общения – конфликты, социальный статус и др.
2) в медицинских учреждениях
– изучение индивидуально-психологических особенностей больного, оказывающих влияние на возникновение, течение и исход психического или соматического заболевания,
— Оценка эффективности терапии
3) использование ПД для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности
— профотбор, профконсультирование, организация профобучения, определение профпригодности (соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии)
4) в судебно-психологической экспертизе
— психологические особенности личности преступника ( возможности адекватно воспринимать, сохранять в памяти информацию, рассуждать)
— психологические предпосылки преступления
— достоверность показаний свидетелей
— психологические условия и факторы деятельности судьи и др. участников судебного процесса,
5) консультирование и психотерапевтическая помощь
Предмет психодиагностики как науки. Подходы в изучении и распознавании.
Предметом изучения в рамках дисциплины являются факты и закономерности психического развития человека в онтогенезе.
При этом предмет можно представить тремя составляющими:
´ 1) изучение особенностей процесса психического развития;
´ 2) психологическая характеристика единицы развития –возраст (период развития);
´ 3) изучение факторов, условий, движущих сил, законов психического развития
• Номотетический подход (от лат. norma – образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой.
• Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.
Вопрос. Требования к психодиагностическим методам и методикам.
Тесты способностей
Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.
Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.
В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.
По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).
В тестировании способностей выделяют:
1.тесты специальных способностей;
2.тесты общих способностей (тесты интеллекта);
3.комплексные батареи способностей.
Тесты специальных способностей направлены на измерение способностей к определенным видам деятельности. Используются при решении задач в области профотбора и профориентации.
В зарубежной литературе принято квалифицировать специальные способности по двум основаниям:
1.по видам психических функций (моторные, сенсорные),
2.по видам деятельности (технические и профессионализированные, то есть соответствующие той или иной профессии: артистические, художественные). В соответствии с этими группами разрабатываются методы диагностики.
Комплексные батареи способностей направлены на измерение относительно независимых способностей. Используются при решении задач в области образования и профориентации, особенно при консультировании по вопросам выбора специализации в образовании или профессии.
Тесты достижений
Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной,
спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.
Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.
Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.
Выделяют две группы тестов достижений:
1.широкоориентированные тесты достижений;
2.тесты достижений по конкретным учебным предметам.
Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов).
Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).
Такие тесты выполняют несколько функций:
1.выступают как средство оценки знаний,
2.выявляют недостатки обучения,
3.подсказывают направление последующего обучения,
4.обеспечивают мотивацию учащегося,
5.помогают приспособить обучение к потребностям индивида,
6.дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.
Личностные тесты.
Направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях.
— тесты действия – простые четко структурированные процедуры, с возможностью правильного ответа;
— ситуационные тесты – предполагают выбор испытуемым образа поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной (диагностируется склонность к асоциальному поведению или к стабильным, устойчивым решениям).
Требования к психологическому заключению.
· 1) Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.
· 2) Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.
· 3) В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
· 4) Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
· 5) В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:
• характер контакта испытуемого с психологом;
• нестандартные условия тестирования;
Эксперимент
Трактовка термина «психодиагностика».
Термин ПД (от гр. Diagnosis) означает «распознавание».
ПД рассматривается и как теоретическая дисциплина, и как экспериментально-практическая.
Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности.
«психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
2. Задачи и области применения психодиагностики.
1) установление наличия определенных свойств или особенностей поведения у того или иного человека 2) определение уровня развития определенного свойства, его выражение в определенных количественных и качественных показателях 3) описание психологических и поведенческих особенностей человека 4) сравнение степени развитости изучаемых свойств у отдельных людей
1) в целях оптимизации обучения и воспитания
– диагностика психологической готовности к школе
— контроль за личностным и интеллектуальным развитием ребенка
— выявление учащихся, с которыми необходимо проводить психокоррекцию интеллектуальной сферы
— отбор в специальные классы и школы
— диагностика стиля деятельности учителя,
— решение разнообразных проблем межличностного общения – конфликты, социальный статус и др.
2) в медицинских учреждениях
– изучение индивидуально-психологических особенностей больного, оказывающих влияние на возникновение, течение и исход психического или соматического заболевания,
— Оценка эффективности терапии
3) использование ПД для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности
— профотбор, профконсультирование, организация профобучения, определение профпригодности (соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии)
4) в судебно-психологической экспертизе
— психологические особенности личности преступника ( возможности адекватно воспринимать, сохранять в памяти информацию, рассуждать)
— психологические предпосылки преступления
— достоверность показаний свидетелей
— психологические условия и факторы деятельности судьи и др. участников судебного процесса,
5) консультирование и психотерапевтическая помощь
Термин означает распознавание состояния определенного объекта путем регистрации его параметров
Онлайн тесты, дистанционное обучение запись закреплена
Дифференциальная психология (онлайн тест)
1. Первым организатором Королевской лаборатории для измерения индивидуальных отличий людей на уровне сенсорной чувствительности был …
Г. Годдард
В. Штерн
В. Вундт
Ф. Гальтон
2. … – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделения из сообщества, оформления ее отдельности, уникальности и неповторимости.
Индивидуализация
Самосознание
Самосовершенствование
Саморегулирование
3. В классификации методов дифференциальной психологии по активности воздействия выделяют …
номотетические и идиографические методы
такие методы, как наблюдение и эксперимент
констатирующие и формирующие методы
интроспективные и экстраспективные методы
4. Характер человека …
является прирожденным свойством личности
наследуется
формируется и развивается под влиянием окружающей среды
5. Основателем центрированной на клиенте психотерапии считается …
К. Юнг
А. Адлер
У. Джеймс
К. Роджерс
6. Термин «…» означает распознавание состояния определенного объекта путем регистрации его параметров и соотнесения их с некоторой диагностической категорией.
7. … – это культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом.
Индивидуализация
Самосовершенствование
Саморегулирование
Самосознание
8. У истоков Я-концепции в психологии стоял …
Генри Джеймс
Уильям Джеймс
Джон Дьюи
Чарльз Сандерс
9. … – это уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.
Жизненный путь
Личностная перспектива
Стиль жизни
10. Коэффициент интеллектуальности (IQ) – это показатель …
наследственных задатков
умственной одаренности
способности к обучению
11. Осознание ребенком своей гендерной идентичности включает в себя …
гендерную социализацию
гендерные предпочтения
полоролевую ориентацию
12. Формально-динамическая модель личности А. Либина включает в себя …
характер, направленность, способности (включая интеллект) и убеждения
темперамент, опыт, способности (включая интеллект) и характер
темперамент, стиль, способности (включая интеллект) и характер
13. Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на общенаучные, психогенетические, … и психологические.
генетические
исторические
социологические
биологические
14. В классификации методов дифференциальной психологии по виду используемого опыта выделяют … методы.
такие методы, как наблюдение и эксперимент
констатирующие и формирующие методы
номотетические и идиографические методы
интроспективные и экстраспективные методы
15. … уровень саморегулирования поведения – это растянутый во времени процесс, который обеспечивает координацию всей личности в целом и связан с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности.
Тактический Стратегический
Субъективный
Объективный
16. В реализации психодиагностического метода вспомогательные методы, такие как опросники и тесты (задачи и вопросы), выполняют роль …
симуляторов
стимулов
регуляторов
17. … – это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам.
Индивидуальный стиль деятельности
Характер
Темперамент
Стиль поведения
18. Согласно классификации уровней морального развития сознания личности на уровне конвенциональной морали …
характерна ориентация на заданные извне нормы и требования
наблюдается ориентация на интернализованную внутреннюю систему принципов
личность руководствуется своими эгоистическими побуждениями
19. … уровень саморегулирования поведения – это саморегулирование, имеющее четкие временные границы и осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта.
Тактический
Субъективный
Объективный
Стратегический
20. … – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Способности
Темперамент
Характер
Индивидуальность
21. Разработчиком метода ранжирования и автором термина «тест умственных способностей» является…
Джеймс МакКин
Кеттел Грэнвилл
Стэнли Холл
Вильгельм Вундт
Лайтер Уитмер
22. Основателем дифференциальной психологии принято считать …
Г. Годдарда
И. Канта
У. Джеймса
Ф. Гальтона
23. Крайние формы отклонения личности от основных социальных требований – это …
категоричность
индивидуальность
маргинальность
ортодоксальность
24. … – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
25. Согласно классификации уровней морального развития сознания личности на автономном уровне морали …
наблюдается ориентация на интернализованную внутреннюю систему принципов
личность руководствуется своими эгоистическими побуждениями
характерна ориентация на заданные извне нормы и требования
26. … – это представление об основном результате или событии, которое должно произойти в жизни, интегрирующем все частные события и оправдывающем человеческое существование.
Жизненный путь
Жизненные задачи
Личностная перспектива
Жизненная цель
27. Первые качественные исследования индивидуальных отличий проявления психики в поведении людей относятся к …
периоду Нового времени
античному периоду
эпохе Возрождения
средневековому периоду
28. В философской и психологической литературе общепринято выделять три главных уровня развития морального сознания личности: … уровень, уровень конвенциональной морали, уровень автономной морали.
доморальный
социальный
аморальный
29. Первыми, кто обратил внимание на возможность применения теории вероятности к социально-психологическим явлениям, были А. Кетле и …
В. Вундт
Ф. Гальтон
К. Пирсон
З. Фрейд